К процессу деятельности

Устойчивость выражается в длительности сохранения" • устойчивые • неустойчивые

опосредованный — интерес к результатам деятельности


 


Широта:

широкие — разносторонность интересов

узкие — наличие одного-двух изолированных интересов

Схема 27. Характеристика интереса как одного из видов мотива


Потребность — это побуждение к деятельности, которое

осознается и переживается человеком как нужда в чем-то,

недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Существует много оснований для классификации потребно­стей:

1. По происхождению их делят на: биологические, или есте­ственные (потребность в еде, сне, жилище), социальные (по­требность в общественной деятельности, труде, общении), куль­турные (соответствует требованиям общества).

2. А. Маслоу предложил систему классификации потребно­стей как иерархическую структуру (схема 28), в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потреб­ностей, которые делятся на первичные (нужды) и вторичные (потребности роста). К первичным потребностям относятся фи­зиологические потребности и потребности в безопасности. По­сле того как первичные потребности достаточно удовлетворены, актуализируются вторичные потребности: в любви и самоотдаче, уважении, познании, эстетике, красоте и самовыражении.

3. Согласно теории Д. Макклеланда, людям присущи три вида потребностей — во власти, успехе и причастности.

А. Н. Леонтьев отмечает, что наличие потребности составля­ет необходимую предпосылку любой деятельности, однако, по­требность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Представим себе ситуацию: че­ловек очень хочет есть, но при этом опаздывает к девушке на

Схема 28. Структура потребностей по А. Маслоу

свидание. У него есть выбор — удовлетворить одну потребность или другую. Может быть, у него такая девушка, ради которой он готов умереть с голоду, а может он решит к ней опоздать и пой­ти пообедать. Однако может случиться так, что он заработался, и предмет его потребности остался никак не представленным — ни в восприятии, ни в мысленном плане, тогда никакой направ­ленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудите­лем направленной деятельности, есть не сама по себе потреб­ность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет же потребности — материальный или идеальный, чувственно вос­принимаемый или данный только в представлении, в мыслен­ном плане, называется мотивом деятельности.

Мотив — это мысли, стремления, чувства человека, свя­занные с осознанием тех или иных потребностей, побуж­дающие его к деятельности.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» и используется во всех областях психоло­гии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Мотивация — процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддержи­вающих, направляющих и определяющих поведение.

2. Функции, характеристики и виды мотивов Функции мотивов:

1) побуждающая (определяет возникновение потребностного состояния);

2) стимулирующая (вызывает дополнительные побуждения, например, с появлением усталости);

3) направляющая (определяет направленность энергии на определенную цель);

4) организующая (включает мысленное планирование дейст­вия, анализ, оценку, контроль результата деятельности);

5) смыслообразующая (придает личностный смысл деятель­ности);

6) объяснительная (обосновывает действия или поступки, сознательно формулируемые личностью и являющиеся источни­ком ее поведения).

Характеристиками мотива являются: сила, устойчивость и со­держание. Сила мотива определяется интенсивностью мотиваци- онного побуждения. Устойчивость проявляется в постоянстве ин­тересов, привычек, мотивационных установок. К содержатель­ным характеристикам мотива относятся: направленность мотива — личностная, индивидуальная или общественная, кол­лективная; ориентированность на внешние или внутренние фак­торы при объяснении своего поведения; удовлетворенность/не­удовлетворенность потребностей — биологических или соци­альных; связь с деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной).

В психологии выделяют следующие группы мотивов:

• ситуационные, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится человек;

• мотивы целей, связанные с деятельностью личности, кото­рые выражают предмет потребностей, направленность уст­ремлений личности;

• мотивы выбора средств достижения цели, зависящие от сте­пени подготовленности и успешной реализации поставлен­ной цели в данных условиях;

• мотивы социального характера, относящиеся к обществу в целом (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и другие);

• мотивы группового плана, связанные с жизнью личности в коллективе;

• индивидуально-личностные мотивы, характерные для кон­кретной личности.

Возможный вариант возникновения мотива В. И. Ковалев представил следующим образом (схема 29). Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться про­цесс формирования намерения как конечного этапа мотивации.

Схема 29. Возникновение мотива

Таким образом, мотив является сложным психологическим образованием, которое должен построить сам субъект. В процес­се развития, воспитания и социализации личности формируются интересы и склонности, нравственные принципы, установки, которые будут определять мотивационную сферу личности.

3. Мотивация и личность

В процессе развития и формирования личности многие веду­щие мотивы поведения становятся характерными для нее. Это такие мотивы, как мотив достижения, или мотив избегания не­удачи, стремления к общению (аффилиации), оказания помощи другим (альтруизм), агрессивности, власти и другие. Домини­рующие мотивы влияют на черты личности и являются важной психологической ее характеристикой.

Совокупность мотивов, которые формируются и развива­ются в течение жизни человека, называют мотивационной сферой личности.

Рассмотрим наиболее значимые социальные мотивы лично­сти, определяющие ее отношение к себе и людям.

Мотив достижения, или мотив избегания неудачи связан с вы­бором цели, которую субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Вспомним известную притчу: один философ решил найти самого лучшего полководца из всех живущих ранее на земле. Для этого обратился с просьбой к Всевышнему. Он показал на чело­века, стоявшего перед вратами в преисподнюю. Философ узнал в нем сапожника, жившего в его городе. На что Всевышний сказал: «Да, всю жизнь он был сапожником, а если б захотел, то стал бы лучшим полководцем всех времен и народов».

Установлено, что людям, ориентированным на успех, соот­ветствует адекватная реалистическая самооценка, в противопо­ложность индивидам, ориентированным на неудачу, которым свойственна заниженная или завышенная самооценки. Само­оценка тесно связана с уровнем притязаний человека. Расхожде­ние между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вслед­ствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п.).

Мотив стремления к общению (аффилиации) проявляется, как направленность человека наладить добрые, эмоционально-поло- жительные взаимоотношения с людьми, в стремлении сотрудни­чать с ними, постоянно находиться вместе. Партнеры по обще­нию, обладающие такими мотивами, стремятся к равноправному сотрудничеству.

Мотив оказания помощи другим лежит в основе альтруистиче­ского поведения, которое осуществляется ради блага другого че­ловека по собственному убеждению, без надежды на вознаграж­дение, без расчета или давления со стороны. Эти формы поведе­ния разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до благотворительной помощи.

Мотив агрессивности лежит в основе действий, наносящих человеку моральный, материальный или физический ущерб. Аг­рессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку. Агрессия рассматривается как явление, по своей сути противоположное альтруизму. Психологическая труд­ность устранения агрессивных действий заключается, в частно­сти, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обыч­но легко находит множество разумных оправданий своему пове­дению, полностью или отчасти снимая с себя вину.

Мотив власти проявляется как склонность управлять други­ми людьми, воздействовать на их поведение разнообразными методами (убеждение, принуждение, внушение, запрещение и т. п.). А. Адлер считал, что стремление к превосходству, совер­шенству и социальной власти компенсирует недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.

Сформированные в процессе жизни и деятельности человека мотивы, ставшие привычными или основными, характеризуют личность и лежат в основе ее типичного поведения.

4. Мотивация и деятельность

Вопрос о мотивации деятельности возникает, когда необхо­димо объяснить причины поведения человека. Любая форма по­ведения может быть объяснена как внешними, так и внутренни­ми причинами. В первом случае говорят о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации, во втором — о мотивах, потребно­стях, целях субъекта. Соответственно выделяют внутреннюю (диспозиционную) и внешнюю (ситуационную) мотивации, ко­торые взаимосвязаны между собой. Экспериментальные иссле­дования ситуативной мотивации позволяют проектировать пове­дение человека в типичных ситуациях.

Один из важнейших вопросов мотивации деятельности чело­века — причинное объяснение его поступков. Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека — механизм каузальной атрибуции.

Каузальная атрибуция представляет собой мотивирован­ный процесс, направленный на осмысление и объяснение при­чин поступка другого человека, а также способность пред­сказывать его поведение.

Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией отношений между людьми, она включает объяснение, оправда­ние или осуждение поступков человека.

Различают три типа каузальной атрибуции:

• личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок),

• объективную (причина приписывается объекту, на которое направлено действие),

• обстоятельственную (причина приписывается внешним об­стоятельствам).

Исследования в области изучения причинной обусловленно­сти поведения человека выявили следующие закономерности:

• установка влияет на восприятие человека и может привести к искажению содержания. При этом степень приписыва­ния качеств, свойств, особенностей чему-либо зависит от таких показателей как степень уникальности, типичности поступка и степень социальной желательности/нежелатель­ности;

• люди с большей готовностью приписывают причины на­блюдаемых поступков самой личности, которая их совер­шает, чем независящим от нее внешним обстоятельствам;

• на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора: близость или удаленность субъекта от того места,

где было совершено действие; возможность субъекта пред­видеть его исход и преднамеренность;

• есть тенденция приписывать ответственность за несчастье тому человеку, которого оно постигло («сам виноват»).

В целом изучение феномена каузальной атрибуции позволя­ет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и отношения к партнеру.

Одной из разновидностей мотивации деятельности, связан­ной с потребностью индивида добиваться успехов и избегать не­удач является мотивация достижения. Исследования мотивации достижения были начаты американским психологом Мак-Кле- ландом в 50-е годы XX века. Он считал, что формирование мо­тивации достижения зависит от условий воспитания и социаль­ной среды. Мотивация достижения является побочным продук­том социальных мотивов.

Американскими психологами Р. М. Иерксом и Дж. Д. Додсо- ном в 1908 году был открыт закон оптимума мотивации. Он пока­зывает зависимость качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Первый за­кон утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотива­ции качество деятельности изменяется: сначала оно повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мо­тивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Согласно второму закону, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.

Выводы

1. Процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих и на­правляющих действия, то есть определяющих поведение, назы­вают мотивацией. Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни, называют мотивационной сфе­рой личности.

2. Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, не­достаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

3. Мотив — это мысли, стремления, чувства человека, связан­ные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Функции мотива: побуждающая, стимулирую­щая, направляющая, организующая, смыслообразующая, объяс­нительная. В качестве характеристик мотива выделяют силу, ус­тойчивость и содержание.

4. В процессе развития и формирования личности многие ве­дущие мотивы поведения становятся характерными для челове­ка. К их числу относят: мотив достижения, или избегания неуда­чи, стремления к общению, оказания помощи другим, агрессив­ности, власти и другие. Доминирующие мотивы влияют на черты личности и являются важной психологической ее характе­ристикой.

5. Каузальная атрибуция представляет собой мотивирован­ный процесс, направленный на осмысление и объяснение при­чин поступка другого человека, а также способность предсказы­вать его поведение.

6. Закон оптимума мотивации показывает зависимость каче­ства (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсив­ности (уровня) мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: