Методические указания предназначены для студентов специальности 270201.65 «Мосты и транспортные тоннели» и 270205.65 «Автомобильные дороги и аэродромы» при выполнении курсового проекта по железобетонным мостам с предварительно напряженными пролетными строениями.
В методическом указании приведены материалы необходимые для проектирования и расчета железобетонных бездиафрагменных балок пролетных строений в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84* в рамках курсового проекта.
В процессе работы над курсовым проектом студенты знакомятся с конструкцией и основами расчета пролетных строений, выбирают проектируемую конструкцию, определяют усилия (Часть 1) и производят расчеты балки по 2-м группам предельных состояний (Часть 2).
Приведена методика расчёта плиты проезжей части и главной балки из предварительно напряженного железобетона. Даны рекомендации по расчёту и конструированию элементов главной балки Т-образного поперечного сечения.
Для удобства работы студентов приведены необходимые справочные материалы о характеристиках бетона и арматуры, нагрузках и воздействиях, конструкции отдельных деталей предварительно напряженных балок, также формы таблиц для изготовления и расчета расхода арматуры, форма таблицы технико-экономических показателей (ТЭП) на конструкцию.
|
|
1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ БАЛОК ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ
Предварительно напряженные железобетонные балки пролетных строений применяются для перекрытия пролетов длиной 15 ÷ 42м. Пролетные строения компонуют из Т-образных балок с нижним уширением для размещения напряжённой арматуры. Количество балок поперек моста зависит от ширины моста.
Балки изготавливают на заводах сборного железобетона (ЖБК) и полигонах и транспортируют на место строительства моста по железной и автомобильной дорогам.
Пролетное строение состоит из двух крайних и промежуточных балок. Крайние балки отличаются от промежуточных наличием односторонних выпусков арматуры из плиты проезжей части. Типовая ширина плиты проезжей части крайних балок 174 и 194 см, промежуточных балок 140 и 180 см. Расстояние между осями балок поперек моста 170 ÷ 250см. Изменение расстояния между балками выполняется за счет различной ширины швов омоноличивания – 30-70 см.
Предварительно напряженные балки изготовляют двух видов: цельные по длине (цельноперевозимые) и составные из отдельных блоков. Составные балки применяются, когда затруднена транспортировка длинномерных балок и при строительстве мостов в отдаленных труднодоступных районах.
Типовые цельноперевозимые балки стендового изготовления изготавливают длиной 12.0, 15.0, 18.0, 21.0, 24.0 и 33.0 м. Составные балки с натяжением на бетон собирают из концевых блоков длиной 3.0 и 4.5м и промежуточных модульных блоков длиной 6.0 м. Длины балок – 15.0, 18.0, 24.0, 33.0 и 42.0 м. Швы между блоками толщиной 2-3мм клеевые: клей на основе эпоксидной смолы.
|
|
Предварительно напряженная арматура составных балок – пучки из высокопрочной проволоки классов В-II и Вр-II и семипроволочные канаты класса К-7 диаметрами: 6, 9, 12 и 15мм. Количество проволок в пучке составляет от 18 до 48, семипроволочных канатов в пучке 7-12. Концы пучков закреплены на торцах балок конусными анкерами. Пучки натягиваются домкратами двойного действия. После натяжения в каналы под давлением нагнетают высокопрочный цементный раствор.
Напрягаемая арматура балок стендового изготовления – горизонтальные прямолинейные пучки из 24 ÷ 48шт. высокопрочной проволоки диаметром 5 мм классов В-II, Вр-II с двумя каркасно-стержневыми анкерами (рис. 6). Для балок длиной 12.0; 15.0; 18.0 и 21.0 м возможно армирование одиночными канатами класса К-7 диаметром 15мм. Часть пучков (канатов) "отрываается" от бетона в пролете на приопорных участках согласно эпюре изгибающих моментов. Концы “обрываемых” пучков от анкера до торца балки изолируют промасленной бумагой по битумной мастике или мешковиной, пропитанной битумом. В результате этого снижается усилие обжатия в приопорных зонах балки и уменьшается растягивающее напряжение в верхнем поясе с целью предотвращения образования там трещин.
Кроме напрягаемой арматуры в балках устанавливается рабочая и конструктивная ненапрягаемая арматура в виде сварных или вязанных сеток и каркасов. Плита проезжей части армируется нижними (С-1) и верхними (С-2) сетками. Сетки состоят из рабочей поперечной арматуры класса А-II или А-III с шагом не более 200мм и диаметром не менее 10мм и распределительной арматуры диаметром 8-10 мм с шагом не более 250 мм класса А-I, А-II. Длины сеток 3-4м. Соседние сетки стыкуются между собой путем перепуска стержней распределительной арматуры.
Вертикальные стенки балок армируются сетками (С-3), которые состоят из вертикальных стержней класса А-II, А-III ø10-12 мм и продольной противоусадочной арматуры ø 8-12мм. Шаг продольной арматуры по высоте стенки не более 200 мм.
Нижнее уширение балки армируется двумя изогнутыми сетками (С-5 и С-6). Сетки изготавливают из стержней диаметром 8мм класса А-I. Вуты армируют стержнями периодического профиля диаметром 8-10 мм, класса А-II. Вертикальные стержни сетки вута (С-4) должны входить в ребро и в плиту балки не менее чем на 20 диаметров арматуры. Шаг этих стержней принимается равным шагу хомутов стенки балки (≤ 200мм).
Таблица 1
Длина пролета, м | Геометрические размеры, мм | Класс бетона по прочн. на сжатие | |||||||
h | e | b | b1 | b2 | a | c | Ширина плиты крайней балки | ||
12.0 | 700/900 | 1400/1800 | 1740/ | В 35 | |||||
15.0 | - | - | - | В 35 | |||||
18.0 | - | - | - | В 35 | |||||
21.0 | - | - | 1500-2000* | - | В 35 | ||||
24.0 | - | - | 1500-3000* | - | В 35 | ||||
33.0 | - | - | 1500-3000* | - | В 40 | ||||
42.0 | - | - | 1500-3000* | - | В 40 |
* При изготовлении опалубки балок длиной 24.0 и 33.0 м переходную часть стенки (b1) принимается длиной 3000 мм, для балок
длиной 21.0 м – 2000 мм.