Знаки (слова) - двусторонние идеально-материальные сущности.
Идеальное - означаемое (значение слова), материальное (внешнее) - означающее.
Типы знаков:
Ø Иконические - имеют сходства с обозначаемыми ими предметами (мотивированные).
Например: дорожные знаки;
Ø Символы - частично обусловлены тем, что они означают (полумотивированные).
Например: гербы;
Ø Сигналы - мотивированны в том отношении, что всегда связаны с определенной системой (условные/неусловные).
Например: светофор.
Знаки следует отличать от признаков или симптомов. У признаков и симптомов означаемое и означающее находятся в причинно-следственной связи, когда знаки целенаправленно остаются знаками.
Свойства языкового знака:
1. Знак материален и идеален.
2. Языковой знак первичен, знаки других знаковых систем - вторичны.
3. Произвольность знаков (отсутствие естественной связи между означаемым и означающим).
4. Мотивированность (наличие естественной связи).
5. Изменяемость:
а) означаемое меняется, означающее - нет;
б) означающее меняется, означаемое - нет.
6. Ассиметрия:
а) у одного означаемого может быть несколько означающих - синонимы;
б) у одного означающего может быть несколько означающих - антонимы.
7. Линейный характер означающего (речь имеет продолжительность во времени и пространстве).
Соссюр: "Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна их них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида... другая - второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая говорение". "Оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторический факт речи всегда предшествует языку".
Для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность, язык и речь.
В широком смысле в понятие "речь" включается и так называемая "внутренняя" речь, т.е. мышление с помощью языковых средств (слов и т.д.), осуществляемое "про себя", без произнесения вслух.
Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменной речи речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.
В речевом акте создается текст, во внутренней речи создается "внутренний текст", сложившееся в уме, но не воплотившееся устно или письменно.
Произнесенное или написанное высказывание будет понято адресатом, потому что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату. Также эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным нашему собеседнику или читателю (интуитивно). Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание.
Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т.е. языка того коллектива, к которому данные индивидуумы принадлежат. Язык того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов - единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и др.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют инвентарем языка; систему правил функционирования языка, т.е.правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил его понимая), - грамматикой этого языка.
Когда лингвист исследует живой язык, ему даны не только тексты - устные или письменные, но и возможность наблюдать речевые акты носителей языка.
Каждый человек познает свой родной язык, "добывая" его из речи. Только процесс этого добывания носит в этом случае не вполне осознанный характер, протекает в основном интуитивно, в основном в детстве. Слушая речь окружающих, т.е. встречаясь с различными высказываниями, произносимыми в той или иной ситуации, ребенок постепенно учится связывать с повторяющимися элементами этих высказываний определенные смыслы, т.е.начинает понимать и выделять эти элементы, запоминает, а позже начинает и сам воспроизводить их в соответствующих ситуациях. Шаг за шагом он усваивает и практически применяет правила комбинирования этих элементов и так незаметно овладевает системой родного языка. В основном знание родного языка добывается индивидуумом из собственного речевого опыта.
Язык и речь различаются так же, как правило грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в текстах. Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и "непосредственно дан" в речи. Но в отвлечении от речи, от речевых актов и текстов всяких язык есть абстрактная сущность.