Анализ учетной политики и организации налогового учета в ходе аудита

Исходя из задач, стоящих перед налоговым учетом, а также ориен­тируясь на обязанности налогоплательщика, установленные Налого­вым кодексом РФ, аудитору необходимо изучить и оценить важней­шие аспекты организации системы налогового учета.

Проверяя учетную политику, следует:

• определить классы хозяйственных операций, формирующих налогооблагаемые базы по основным налогам, выделить среди них те, что влекут возникновение налоговых разниц при расчете налога на прибыль;

• проанализировать существенные счета налогового учета (если таковые имеются) и соответствующие налоговые декларации;

• просмотреть перечень типовых проводок по начислению налогов;

• изучить соответствие принятой учетной политики структуре, от­раслевой принадлежности и другим особенностям деятельности орга­низации. Устанавливаются расхождения в определении базы по расче­ту прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств доходов и расходов.

Рассматривая организационную структуру под­разделения, аудитору необходимо определить, существует ли регла­ментация распределения обязанностей и полномочий лиц, ответст­венных за ведение налогового учета, и насколько это соответствует действительному положению дел.

Аудитор проверяет нали­чие графика документооборота в целом и по налогообложению — в частности. Необходимо убедиться в том, что документооборот по налого­обложению соответствует общей схеме и графику документооборота, и наоборот. Проверяется также соответствие порядка оборота докумен­тов и сроков налоговому законодательству.

Также необходимо убедиться в том, что:

• выбранная аудируемым лицом система отражения налогооблагаемых операций обеспечивает полное и своевременное формирова­ние налогооблагаемой базы;

• регистры позволяют систематизировать и обобщать данные для последующего составления налоговой отчетности без дополнительных перегруппировок и расчетов.

Налоговые декларации должны составляться на основании определенной системы обобщения информации. При этом возможны следующие пути:

• подготовка налоговой отчетности по данным бухгалтерского учета (когда бухгалтерский и налоговый учет совпадают);

• подготовка налоговой отчетности на основании данных бухгал­терской отчетности с применением метода корректировок;

• подготовка налоговой отчетности на основании данных налого­вого учета.

Аудитору следует убедиться, что выбранная аудируемым лицом система соответствует действительности и позволяет достоверно фор­мировать налоговую отчетность.

Аудитору следует определить уровень автоматизации, степень сложности программного обеспечения по налоговому учету. Проверяется доступ посторонних лиц к базе дан­ных, уровень квалификации сотрудников, вероятность сбоев в програм­ме; ответственность конкретных сотрудников за ввод операции.

Необходимо проверить, какие приемы применяются в орга­низации по контролю над начислением и уплатой налогов (это могут быть регулярные сверки с налоговым органом, календарь начислений, уплаты налогов и сдачи деклараций, проверка формирования налого­облагаемой базы внутренним аудитором и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: