(Рассуждение, инструкция и алгоритм.)
После объяснения нового материала необходимо продумать, как учить детей пользоваться новым правилом или понятием. В некоторых параграфах учебников приводятся образцы рассуждений к конкретным языковым примерам. Более эффективными для обучения способу применения правила являются схемы рассуждения и алгоритмы. Если же такой материал отсутствует, учитель сам составляет схему, а на уроке вместе с детьми обговаривает все операции, чтобы дети принимали участие в работе, а не просто механически запоминали последовательность действий по правилу.
К схеме рассуждения предъявляются следующие требования: в ней должны быть отражены все существенные признаки понятия или правила, не должно быть ничего лишнего. Операции должны располагаться в строго определенном порядке. Начинать применять схему по орфографии надо с опознавательного признака.
Наиболее разработаны в методике именно схемы по орфографии. Например:
Правописание сложных слов с пол-.
|
|
1)Убедись, что это сложное слово с ПОЛ-
2)Проверь, с чего начинается вторая часть слова
3) 1-С Л, или с гласной, или с большой буквы: пиши через дефис пол-апельсина.
2- другой вариант: пиши слитно: полкласса.
Приведём пример схемы рассуждения по пунктуации:
Тире между подлежащим и сказуемым
Пример: «Октябрь» - крупный кинотеатр.
1. Подлежащее … выражено … (часть речи)
2. Сказуемое … выражено … (часть речи)
3. Связка (имеется, отсутствует)
4. Между подлежащим и сказуемым (не) ставим тире.
Все логические операции, необходимые для действия по правилу, могут быть отражены в алгоритмах. Приведём пример составления алгоритма по орфографии:
Чередование А-О в корне РАСТ-(РАЩ-) – РОС-.
После знакомства с правилом учитель с помощью учеников выписывает на доску основные его признаки:
А(Перед СТ, Щ),О(в остальных случаях)
Исключения: росток, отрасль
После этого коллективно выясняют порядок действий:
1.Корень слова имеет значение расти, развиваться? –да.
2. Это слово- исключение?- да- пиши по словарю.
Нет-определить -после гласной есть СТ (Щ)?
3.да- пишем а. Нет-пиши о. (Примеры: росток, выросли, сращение).
Чтобы дети освоили схему рассуждения или алгоритм, учитель может сначала сам показать способ их применения или вызвать сильного ученика. Важно, чтобы все действия проговаривались, делались графические обозначения и запись. По мере освоения схемы (алгоритма) действия надо сокращать, т.е. объяснять только конкретный случай, иначе будет тормозиться формирование умения или навыка.
Инструкция(тема-гласные в суффиксах причастий настоящего времени)
1)Найти страдательные причастия с суффиксами ем\им
2)определить, от глагола какого спряжения оно образовано
3)если причастие образовано от глагола первого спряжения(увлекать)- пишем е-увлекаемый.
4)если причастие образовано от глагола второго спряжения(видеть)-пишем и-видимый.
Алгоритм.
1)Найти страдательные причастия с суффиксами ем\им
2)Оно образовано от глагола 1 спряжения?
-да.пишем е-увлекаемый
-нет.пишем и-видимый.