В ходе Инн-ного проекта инвесторы меняются. Деньги предост-ся под мен-нт на условиях займа или прав на долю в будущем бизнесе или на условиях выкупа. Т.к. риск вложений высок инвестор формир-ет пакет Инн-ных проектов, предложений, но с условием: большой % по кредит, для того чтобы погасить убытки от неизбежных неудач в остальной части портфеля.
1) Частное партнеров, т.е. деньги семьи, друзей, и индивидуальных спонсоров. По размерам это фин-ние по суммам незначительное, но зато оно начинает работать с самого начала цикла, когда уровень неопред-ти очень большой и здесть очень важны личные связи разраб-ка или РМ. Отличительные черты: гибкость, лояльность, мобильность. В кач-ве ЧП м. исп-ть физ.лицо, к-рое в прежние годы занимались в сфере вашей разраб-ки.
2) Корпоративный рисковый капитал это как правило деньги крупных фирм, к-рые спец-ся в области вашей инновации. Преимущ-во:
- неогранич-ные возмож-ти;
- предоставление разраб-ку всей интеллект-ой и пр-ной платформы фирмы;
- заинтересованность в успехе сохраняется во всех стадиях цикл;
- предоставление разраб-ку инф-ной инфростр-ры и положения на рынке для продвижения продукта.
Недостаток: не совпадение интересов разраб-ка и корпорации. Опасение разраб-ка потерять права на свою разраб-ку обычно преувел-ны.
3) Банки и банк-кие фонды. Для того чтобы банки выделили деньги необх-мо: включение Инн-ного проекта в гос-ную или регион-ную программу, в к-рую админ-ным путем привлечены банк-кие ср-ва. Тогда выиграв грант участия в программе проект получает фин-ние из банка в рамках программы.
4) Частные венчурные фирмы, действующие от провит-ва. Венчурный бизнес – чисто фин-вый бизнес, к-рый построен на инвестировании и инновациях. Такие фирмы появились в Великобр. Они обычно упр-ют портфелями от 10 до 20 проектов. Эти фирмы работают по лицензии от провит-ва, и ориентированы на поддержку малого и среднего бизнеса.
5) Правительственные фонды и гранды. Гранд – объявленная тематика, актуальных для гос-ва исследований, к-рые фин-ся на невозвратной или на частично возвратной основе. Самые известные РФФИ (рос-кий фонд фунд-ных исслед-ний) – они полностью невозвратные. Сущ-ет также фонд содействия млых форм предпринимательнства в научно-технической сфере. Деньги предост-ся в админ-ции этих объединений с условием без%-го кредитования на длит.период или на условиях рефин-ния (-возврат по истечению срока не полной суммы с перекрывающим последующим фин-нием, при условии схождении этой послед-ти к 0). Недостатки гранта: небольшие V фин-ния, фесткие формы отчет-ти, указ-ся по каким статьям ты м. потратить деньги.
Схема финансирования инн-го проекта
Внедрение инновации является важнейшей фазой во всем жизненном цикле продукции. Этот этап связан с освоением производства, ростом продаж и наращиванием экономического результата.
Рассматривая сущность этапа роста, отметим, что продолжительность выпуска нового продукта в массовом масштабе оказывает двойственное влияние на эффективность. С одной стороны, длительные сроки выпуска обеспечивают экономические результаты, удовлетворяют спрос и обеспечивают накопления для воспроизводства. С другой стороны, в интересах потребителей необходимо обновлять продукцию, что является обязательным условием удержания места на товарном рынке и повышения конкурентоспособности.
Все это требует оптимизации времени производства с учетом изменения темпов роста его экономической эффективности. Как только происходит прекращение темпов роста эффективности – переход к 6-му этапу жизненного цикла (замедление роста), так раздается сигнал, обозначающий необходимость изменений в самом производстве (снижения издержек) или улучшения потребительских характеристик продукции (цены). Эти позитивные изменения могут продлить жизненный цикл продукции, но их экономический потенциал всегда ограничен.
Неизбежно наступает моральное старение продукции, из-за появления на товарном рынке нового, заменяющего продукта (товара), падает спрос и, как следствие, снижаются продажи и экономические результаты. Все это происходит на этапе спада жизненного цикла и приводит к его завершению.
Стадии иннов.проекта
1. Ноу-хау. Это более широкое понятие чем патент. Патент-это документ которое определяет права на техническое решение, но не факт что описание решения достаточно для его осуществления и тогда возникает узкое понятие ноу-хау – это некое дополнение патенту которое объясняет каким путем можно реализовать техническое решение. =>Ноу-хау – это инструмент повторного получения денег с желающих получить патент. Сюда входят: разработка теории, доказательство научной обоснованности, новизны, оценка коммерческого потенциала разработки нового продукта
2. Проверка технической осуществимости: доказательство возможности эффективного пр-ва и разработка стратегии маркетинга.
3. Проект. Разработка рабочего проекта, техническая и технологическая разработка проекта, уточнение стратегии и тактики поведения на рынке.
4. Запуск: закупки, оснащение пр-ва, привлечение кадров, подготовка рынка, развертывание серийного или массового пр-ва. Начало пр-ва заканчивается когда вернули кредиты.
Результаты стадий:
1 стадия: Описание концепции; перечень планируемых технологических характеристик и перспективных целей; предварительная оценка потенциальных препятствий и рисков; оценки перспектив рынка.
Для выхода на эти рез-ы необходимо провести: патентный поиск и отбор идей; анализ требований потребителей в своем сегменте рынка; необходимые научные исследования и убедится, что принципиально задача м.б. решена.
2 стадия: В рез-те появляются: математ-ие и физ-ие модели, макеты и описание продукта проекта, планы дальнейшей разработки, анализ затрат на продукт, разработка плана подготовки пр-ва и предлагаема стратегия маркетинга.
Для выхода на эти рез-ы необходимо провести: оценить технический уровень нов. продукта; провести подготовительные работы к патентованию; провести стоимостную оценку пр-ва нового продукта.
3 стадия: проект продукта в серийном варианте; серийная технология изготовления; эк-я оценка пр-ва; перечень матер.-технических потребностей нового пр-ва; уточнение стратегии маркетинга.
Для выхода на эти рез-ы необходимо провести: оценить эксплуатационную и экологическую безопасность; оценить возможность зарубежного патентования; проведение мониторинга рынка.
4 стадия: производится испытание серийных вариантов; получается сертификат соответствия.
Рез-ты: данные о пр-ве; перечень поставщиков и субподрядчиков; данные о пробных продажах; планы развития сервиса и пр-ва зап. частей.
116.Разработка бизнес-плана проекта.
Процесс план-ния проекта:
№ | Шаг | Результат |
1. | План-ние целей | Почему? |
2. | Декомпозиция целей проекта, построение иерарх-кой стр-ры работ (ИСР). | Что? |
3. | Назначение ответственных. Построение струк-ной схемы орг-ции (ССО) проекта. | Кто? |
4. | Разраб-ка стратегии реализации проекта, построение плана по вехам | Как? |
5. | Разраб-ка тактики проекта, построение сетевых моделей. | Подробно как? |
6. | Разраб-ка идеального календарн графика работ. | Идеально когда? |
7. | План-ние рес-сов, разраб-ка реального календ графика работ с учетом ограничений на рес-сы. | Реально когда? |
8. | Оценка затрат, разраб-ка бюджета. | Сколько? |
9. | Разраб-ка и принятие плана проекта. | Все учтено? |
ШАГ 2. Декомпозиция – разбиение (расщепление) об-та на составн части.
Пр-пы построения ИСР:
1. Работы нижнего уровня я-ся способом достижения работ верхнего уровня.
2. У каж родительской работы м. иметься неск-ко дочерних работ, достиж-е к-ых автоматически обеспеч-т достиж-е родит работы.
3. У каж дочерн работы м.б. только 1 родит работа.
4.
Мен-р проекта |
Администратор |
Консультант |
Участники |
Декомпозиция родит работы на дочерние произв-ся по одному критерию, в кач-ве к-го м. выступать: компоненты рез-тов и продуктов проекта, этапы ЖЦ проекта, рес-сы и f-ные виды деят-ти, а т-же эл-ты орг стр-ры.
5. На одном уровне дочерн работы, декомпозирующие родит д.б. равнозначны. В кач-ве критерия равнозначности м. выступать: объем и время вып-ния работ, пр.
6. При построении иерарх-кой стр-ры работ на разл уровнях м. и следует применять разл критерии декомпозиции.
7. Последов-ть критериев декомпозиции работ следует выбирать т.о., чтобы как м. большая часть зав-тей и взаимодействий м/работами оказалась на самых нижних уровнях ИСР. На верхних уровнях работы д.б. автономны.
8. Декомпозиция работ прекращается тогда, когда работы нижнего уровня удовл-т след усл-м:
- работы ясны и понятны мен-ру и уч-кам проекта (я-ся элементарными),
- понятен конечн рез-т работы и способы его достижения,
- времен хар-ки и ответ-сть за вып-ние работ м.б. однозначно опр-ны.
ШАГ 3. Дерево струк-ных звеньев:
Типовые роли и f-ции в проекте:
Проектная группа:
• План-ние, исп-ние, контроль исп-ния и заверш-е проекта
Мен-р проекта:
• Упр-ие проектом;
• Коорд-ция уч-ков проектной группы
Администратор проекта
• Обеспечение делопроиз-ва и документооборота по проекту
• Доведение распоряжений мен-ра до уч-ков проектной группы
• Сбор, обработка и учет i об исп-нии проекта
• Орг-ция и протоколирование рабочих встреч проектной группы
• Подготовка отчет-сти по проекту д/Мен-ра проекта, Администратора СУП и прочих заинтерес-х лиц по указанию Мен-ра проекта (Куратор, Заказчик и пр.)
Уч-ки проекта
• Исп-ние работ по проекту
• Подготовка отчет-ти об исп-нии мероприятий проекта д/Администратора проекта
Инициатор проекта
• Генерирует гл идею проекта, инициирует проект, готовит его предварительное обоснование и предложения по реализации и согласует их с Заказчиком проекта
Заказчик проекта
• Согласует окончат-е ц и рез-ы проекта
• Принимает рез-ты работ по проекту
Потребитель результатов проекта
• Получает и внедряет рез-ты проекта в св практическую деят-ть
• Согласует промежуточные и оконча-е рез-ты проекта
• Исп-т рез-ты проекта в св практической деят-ти
Консультант проекта
• Консультирует мен-ра проекта по вопросам, связ-х с реализацией проекта
• Предост-т рекомендации по реализации проекта
Подпроект «A» | |||||||
Продукт 1 | ü | ||||||
Продукт 2 | ü | ||||||
Продукт 3 | ü | ||||||
Подпроект «B» | |||||||
Продукт 1 | ü | ||||||
Продукт 2 | ü | ||||||
Продукт 3 | ü | ||||||
Продукт 4 | ü | ||||||
Месяц | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль |
F-ный мен-р участника проекта
• Выделяет кандидатов из св подразделения д/участия в проекте
• Согласует время и загрузку св сотр-ков при участии в проекте
• Обеспеч-т эф-ное участие св сотр-ков в проекте
ШАГ 4. Разработка стратегии реализации проекта