Управление — это вид деятельности, который состоит из следующих функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль (рис. 1.5).
Рассмотрим назначение и свойства основных функций управления.
Процесс управления любой системой начинается с постановки целей в процессе планирования. Поэтому функция планирования является начальной в системе управления и одновременно ведущей. Заключается она в научно обоснованном формировании перспективного процесса управления.
Планирование — вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы — разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятельности, по которым осуществляют контроль и оценку.
В процессе планирования:
анализируют существующие системы управления для определения целей развития, установления направлений деятельности, требующих улучшения;
определяют перспективные направления развития системы управления;
устанавливают пути реализации перспективного направления развития системы.
Таким образом, цель планирования — разработка рационального плана на основе выработанного решения.
Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-производственного планов.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий, которые требуют разработки специфических решений, направленных на достижение выбранных целей в течение длительного времени.
Основные результаты стратегического планирования — формулировка целей (построение дерева целей), критериев эффективности системы, оценка и анализ внешней среды (формулировка ограничений), генерация и анализ стратегических альтернатив достижения цели, выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации.
В рамках процесса стратегического планирования реализуются четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.
Тактическое планирование — второй основной этап процесса планирования организационных систем. В отличие от стратегического планирования, связанного с выбором целей и решений, последствия которых сказываются в течение длительного времени, при тактическом планировании формируют условия для достижения промежуточных целей применительно к достаточно коротким периодам времени (как правило, год).
Тактическое планирование (как и стратегическое) должно иметь комплексный характер и охватывать концептуально и аналитически максимально возможное число наиболее важных факторов, которые определяют развитие системы. При этом тактические планы более конкретны и более детальны.
Оперативное управление — функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках параметров,заданных планом, программой, регламентом.
Для систем любого типа большое значение имеет организац и я управления как функция. В процессе организации система обеспечивается трудовыми, техническими, финансовыми, материальными и другими ресурсами, предназначенными для реализации выбранного направления развития системы.
Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы подсистемы выполняли свои функции в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
Особое положение занимает среди функций управления контроль, по результатам которого корректируют решения.
Существует две основные формы контроля — активный и пассивный.
Контроль пассивный осуществляется дискретно, по окончании кикого-либо процесса. При контроле активном во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие через функцию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь.
В иерархических организационных системах контроль должен осуществляться систематически и оперативно, одновременно сверху и снизу.
Методы управления — это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.
Существует несколько методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы (рис. 1.7):
1. Экономические методы управления. Использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества и государства.
2. Организационно-распорядительные или их называют административными.
3. Социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения.
В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему.
Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов.
Содержание экономических методов управления состоит в целенаправленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материальными затратами.
Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) - на основе указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и других административных документов.
Государство через специально созданные органы управления (министерства и ведомства, муниципальные органы) осуществляет определенное административно-организационное воздействие на органы и объекты управления путем установления обязанностей, прав и ответственности каждого звена и уровня системы управления.
Особенностями административно-организационных методов управления являются: оперативность; прямое воздействие на управляемый объект; обязательность выполнения указаний, распоряжений, приказов; ответственность за невыполнение приказов и распоряжений; персональная ответственность за выдачу ошибочных решений.
Акты управления, осуществляемые в рамках административно-организационного управления, подразделяют на два вида: нормативные и индивидуальные. Нормативные акты управления не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий применительно к тем или другим условиям и рассчитаны, как правило, на продолжительное время. К ним относятся положения об управленческих органах, должностные инструкции, нормы и нормативы, стандарты и т. д..
Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления и конкретных исполнителей через социально-психологические интересы.
Классификация социально-психологических методов управления определяется уровнем иерархии социальных процессов, которая включает общество, коллектив, группу, личность.