Тема №36. Финансовое право: понятие, субъекты, источники, особенности

Финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

  • бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
  • внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
  • финансы предприятий, организаций, учреждений;
  • финансы страхования;
  • кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Финансовое право - совокупность норм права, регулирующих финансовые отношения, а именно:

1) денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов (по уплате налогов и неналоговых платежей и распределению средств бюджетов внутри бюджетной системы);

2) денежные отношения, связанные с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов (по формированию и использованию доходов и прибыли организаций и предприятий).

Основные институты финансового права:

  • налоговое право;
  • бюджетное право;
  • право внебюджетных фондов;
  • страховое право;
  • банковское право;
  • валютное право и др.

Субъекты финансовых правоотношений: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти, Центральный Банк РФ, коммерческие банки, организации, предприятия, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Источники права: Конституция, Налоговый, Бюджетный Кодексы, законы (О Центральном Банке, О Счетной палате), законы субъектов, указы Президента, Постановления Правительства и иные подзаконные акты.

Отличительные черты финансовых правоотношений:

  • возникают в процессе финансовой деятельности государства;
  • одним из субъектов правоотношений выступает соответствующий орган государственной власти;
  • возникают по поводу денег.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

· выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

· выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

· использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

· соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:

  • представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;
  • в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ;
  • органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;
  • государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;
  • банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились;
  • внутрихозяйственный контроль.

Существуют следующие методы финансового контроля:

  • ревизии = наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций;
  • проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.);
  • рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;
  • заслушивание докладов, информации должностных лиц и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: