Финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.
На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
- финансы предприятий, организаций, учреждений;
- финансы страхования;
- кредит (государственный, муниципальный и банковский).
Финансовое право - совокупность норм права, регулирующих финансовые отношения, а именно:
1) денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов (по уплате налогов и неналоговых платежей и распределению средств бюджетов внутри бюджетной системы);
|
|
2) денежные отношения, связанные с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов (по формированию и использованию доходов и прибыли организаций и предприятий).
Основные институты финансового права:
- налоговое право;
- бюджетное право;
- право внебюджетных фондов;
- страховое право;
- банковское право;
- валютное право и др.
Субъекты финансовых правоотношений: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти, Центральный Банк РФ, коммерческие банки, организации, предприятия, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Источники права: Конституция, Налоговый, Бюджетный Кодексы, законы (О Центральном Банке, О Счетной палате), законы субъектов, указы Президента, Постановления Правительства и иные подзаконные акты.
Отличительные черты финансовых правоотношений:
- возникают в процессе финансовой деятельности государства;
- одним из субъектов правоотношений выступает соответствующий орган государственной власти;
- возникают по поводу денег.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.
Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:
· выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
|
|
· выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;
· использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;
· соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.
К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:
- представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;
- в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ;
- органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;
- государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;
- банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились;
- внутрихозяйственный контроль.
Существуют следующие методы финансового контроля:
- ревизии = наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций;
- проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.);
- рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;
- заслушивание докладов, информации должностных лиц и др.