Признаки классификации и виды государственных займов

Признак классификации   Виды займов
  По правовому оформлению   - на основании соглашений (безоблигационные); - обеспеченные выпуском ценных бумаг
  По месту размещения   - внутренние; - внешние
  В зависимости от статуса заемщика (эмитента)   - государственные; - местные
  В зависимости от сроков погашения - краткосрочные (текущие, как правило, до 1года); - среднесрочные (от 1 до 5 лет); - долгосрочные займы (свыше 5 лет)
  По видам доходности - процентные займы; - беспроцентные (дисконтные) займы; - выигрышные займы
  По характеру обращения ценных бумаг   - рыночные; - нерыночные
  По форме выпуска   - наличные; - безналичные
  По способу погашения - ординарные; - серийные; - с досрочным погашением
  По видам обеспеченности   - залоговые; - беззалоговые

В зависимости от статуса заемщика (точнее эмитента) займы подразделяют на:

- государственные, выпускаемые центральными органами управления (в Украине Министерством финансов по решению Кабинета Министров Украины). Средства, аккумулированные от их размещения, направляются в государственный бюджет;

- местные, выпускаемые местными органами управления, а средства от них направляются в соответствующие местные бюджеты. В Украине эти займы еще не получили достаточного распространения, как в развитых странах, однако в перспективе они могут стать важным финансовым инструментом экономического развития.

В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств различают:

- краткосрочные займы (текущие, срок погашения до одного года);

- среднесрочные займы (срок погашения от одного до пяти лет);

- долгосрочные займы (срок погашения свыше пяти лет).

По видам доходности государственные займы подразделяются на:

- процентные, когда выплата дохода по государственным займам

осуществляется в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться, как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего, от спроса и предложения на кредитном рынке;

- беспроцентные (дисконтные), которые характеризуются тем, что государственные ценные бумаги реализуются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Проценты по таким облигациям не начисляются, а доход кредитора возникает в результате их погашения по цене, более высокой по сравнению с ценой приобретения;

- выигрышные, которые реализуются без установления фиксированного процента, а выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли.

По характеру обращения ценных бумаг государственные займы подразделяют на:

- рыночные, которые свободно покупаются и продаются на рынке ценных бумаг;

- нерыночные, которые имеют ограничения относительно покупки и продажи, или не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать.

По форме выпуска государственных займов различают:

- наличные (сопровождаются эмиссией государственных ценных бумаг);

- безналичные (проводятся путем записей на соответствующих счетах в электронном депозитарии).

По способу погашения займы подразделяются на:

- ординарные (погашение может проходить одновременно для всех выпущенных займов);

- серийные (погашение осуществляется частями через определенные промежутки времени);

- с досрочным погашением. К досрочному погашению государство может прибегнуть лишь при наличии соответствующих средств.

В зависимости от обеспеченности государственные займы подразделяют на:

- залоговые, которые обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами;

- беззалоговые, которые не имеют конкретного материального обеспечения, а их надежность определяется авторитетом государства.

Оформление внутренних государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг облигациями и казначейскими обязательствами(векселями).

Облигация - это долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Облигации могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет нарицательную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее прибыльности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценой и нарицательной стоимостью является курсовой разницей.

Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов.

Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациямисредне и долгосрочные займы.

Основные признаки облигаций и казначейских обязательств приведены на рис.8.3.

Одним из перспективных источников привлечения заемного капитала государством является выход на мировые финансовые рынки.

Рис.8.3.Основные признаки облигаций и казначейских обязательств.

Аккумулировать средства из внешних источников можно путем:

- размещения еврооблигаций;

- привлечения фидуциарних займов;

- эмиссии облигаций государственного внешнего займа.

Еврооблигации – это долговые обязательства, которые являются одним из видов ценных бумаг, выпускаемых заемщиками с целью получения долгосрочных кредитов на еврорынке.

Еврооблигации имеют все признаки облигаций, а также некоторые особенности:

- они размещаются на рынках нескольких стран одновременно;

- валюта еврооблигации является иностранной как для кредитора, так и для должника (за исключением банков США);

- гарантом займа выступает эмиссионный синдикат, созданный банками нескольких стран, который преимущественно и размещает еврооблигации.

Фидуциарные займы – займы, которые выпускаются одними субъектами (преимущественно иностранными коммерческими банками),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: