Содержание и организация аудиторных занятий
Тематический план лекций
№ п/п
| Тема и содержание
| Кол. час.
|
1.
| Генетика как наука. Этапы развития. Молекулярные основы наследственности
|
|
2-4.
| Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Законы Г.Менделя. Взаимодействие неаллельных генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование и кроссинговер.
|
|
5.
| Изменчивость, ее причины и методы изучения
|
|
6.
| Теория гена – 1. Теория гена – 2.
|
|
7.
| Генетика развития. Стабильность генома и дифференциальная активность генов в онтогенезе. Критические периоды, как время переключения транскрипционной активности генов. Генный контроль митоза. Нарушение работы генов в ходе онтогенеза.
|
|
8.
| Генетика популяций и генетические основы эволюции
|
|
9.
| Основы генетики человека
|
|
10.
| Генетические основы селекции
|
|
11.
| Сохранение генофонда биоресурсов
|
|
| Итого
| 22 ч
|
Тематический план семинарско-практических занятий
№
| Тема
| Тип зан.
| Кол
час.
|
1.
| Митоз. Мейоз как основа полового размножения.
| пр.
|
|
2.
| Моногибридное скрещивание. Решение задач.
| пр.
|
|
3.
| Взаимодействие аллельных генов. Законы Менделя. Решение задач. Наследование групп крови АВО и резус. Плейотропия.
| пр.
|
|
4.
| Дигибридное скрещивание. Метод Х2.
| пр.
|
|
5.
| Взаимодействие неаллельных генов. Принципы решения задач.
| пр.
|
|
6.
| Сцепленное с полом наследование. Решение задач.
| пр.
|
|
7.
| Сцепленное наследование и кроссинговер.
| пр.
|
|
8.
| Изменчивость. Классификация типов изменчивость. Решение задач.
| пр.
|
|
9.
| Молекулярные механизмы репликации, репарации, мутаций. Решение задач.
| пр.
|
|
10.
| Молекулярные механизмы реализации генетической информации: транскрипция, трансляция. Механизм регуляции работы генов прокариот и эукариот.
| пр.
|
|
11.
| Наследование в панмиктических и самооплодотворяющихся популяциях.
| пр.
|
|
12.
| Методы изучения генетики человека.
| пр.
|
|
13.
| Методы селекции. Гибридизация и типы отбора. Порода, сорт, штамм.
| сем.
|
|
14.
| Проблемы сохранения генофонда животных и растений. Биология охраны природы как самостоятельная область знания. Понятия генофонда и биологического разнообразия, их соотношение. Видовое многообразие – результат длительной и неповторимой эволюции. Персистентные виды. Причины сокращения численности и вымирания животных.
| сем.
|
|
15.
| Генетические последствия сокращения численности популяций. Инбредная депрессия. Ситуация "бутылочного горлышка" и ее роль в судьбе вида. Истощение дисперсии. Дрейф генов. Эволюционные последствия сокращения численности популяций.
Красные книги МСОП, национальные, региональные в системе мер, направленных на сохранение биоразнообразия.
Глобальные формы взаимодействия социума и биоты. Интродукция: примеры, масштабы, последствия. Доместикация животных и ее влияние на генофонд.
| сем.
|
|
16.
| Способы сохранения генофонда в составе природных комплексов. Система ООПТ. Резерваты.
Методики и приемы. Способы сохранения генофонда путем консервации геномов. Лиофилизация. Другие способы сохранения генетической информации. Клонирование.
| сем.
|
|
| итого
|
|
|