Режим охраны и использования заповедника, национального парка и заказника устанавливается положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке. Использование земель природоохранного назначения осуществляется в соответствии с условиями предоставления с учетом установленного охранного режима данных территорий.
Земли природоохранного назначения находятся в государственной собственности и предоставляются на праве постоянного пользования государственным природоохранным учреждениям, созданным для управления особо охраняемыми природными территориями (заповедниками, национальными парками, заказниками), либо государственным юридическим лицам, в управление которых переданы заказники. В отдельных случаях земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, не изымаются у лиц, которым они предоставлены на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования, аренды, субаренды.
|
|
Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий учитывается при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.
Размещение и реконструкция объектов строительства в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляются по проектам, согласованным с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством архитектуры и строительства и другими государственными органами.
В целях охраны природных комплексов от неблагоприятного антропогенного воздействия на территориях, прилегающих к землям природоохранного назначения могут устанавливаться охранные зоны, в состав которых могут входить земли любых категорий. Для предотвращения нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности может также осуществляться резервирование территорий, которые планируется объявить заповедниками, национальными парками, заказниками республиканского значения. Земельные участки в границах охранных зон и зарезервированных территорий не изымаются у землепользователей и используются по целевому назначению с соблюдением установленных ограничений в отношении хозяйственной деятельности и природопользования.
Специфика гос. управления землями природоохранного назначения обусловлена тесной связью с управлением особо охраняемыми природными территориями. В соответствии с установленным режимом охраны и использования заповедников и национальных парков, а в отдельных случаях – и заказников разрабатываются планы управления ими. Указанные планы утверждаются государственными органами, иными государственными организациями, в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
|
|
Основным признаком, в соответствии с которым ЗУ относятся к землям оздоровительного назначения, является наличие природных лечебных факторов, чем обусловлена возможность использования этих земель в лечебных и оздоровительных целях, к землям рекреационного назначения – использование в целях организованного массового отдыха и туризма. Указанные цели близки по содержанию и зачастую пересекаются.
Организации относятся к санаторно-курортным и оздоровительным в соответствии с критериями, установленными Постановлением СМ РБ, 1 ноября 2006 г. №1450 «О государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций».
Понятие организованный массовый отдых в законодательстве не раскрывается, а понятие туризма дано Законе РБ «О туризме» в редакции Закона от 9 января 2007 г. №206 З. При организации туристической деятельности используются различные объекты, в том числе объекты историко-культурного наследия, санаторно-курортные и оздоровительные объекты, природные объекты.
Согласно Закону РБ от 05 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РБ» размещение объектов рекреационного и оздоровительного назначения осуществляется в пределах границ курортных зон, зон отдыха и туризма, рекреационных зон национальных парков, в пригородных зонах населенных пунктов и должно соответствовать требованиям законодательства и градостроительной документации.
Курортные зоны, зоны отдыха подлежат специальной охране (Закон «Об охране окружающей среды» в редакции от 17 июля 2002 г. № 126-З). В целях охраны природных лечебных факторов вокруг земель курортов и зон отдыха устанавливаются округа санитарной охраны.
ЗУ из земель оздоровительного и рекреационного назначения предоставляются санаторно-курортным и оздоровительным организациям, организациям, обслуживающим объекты, предназначенные для организованного массового отдыха населения и туризма на праве постоянного либо временного пользования (государственным организациям), аренды.
Земли оздоровительного и рекреационного назначения используются:
для застройки;
создания систем озеленения (парки, лесопарки, леса), пляжей, иных объектов для организации отдыха и оздоровления;
размещения объектов инфраструктуры (инженерные сети и сооружения, автодорожные подъезды к курортам и зонам отдыха).
Выделение земель историко-культурного назначения осуществляется с учетом целевого назначения этих земель – охрана материальных недвижимых историко-культурных ценностей и археологических объектов. Режим охраны этих объектов определяется в соответствии с Законом от 9 января 2006 г. «Об охране историко-культурного наследия» и иным законодательством.
Перечень материальных историко-культурных ценностей приведен в Постановлении СМ РБ от 14 мая 2007 г. №578 «Аб статусе гiсторыка-культурныx каштоўнасцей». Вокруг материальных недвижимых ценностей в целях их охраны устанавливаются зоны: охранная; регулируемой застройки; охраны ландшафта; охраны культурного слоя.
Согласно Положению об охране археологических объектов при проведении земляных и строительных работ, утвержденному Постановлением СМ РБ от 22 мая 2002 г. № 651 к археологическим объектам относятся материальные объекты или их комплексы, которые возникли в результате жизнедеятельности человека от его появления до периода новой истории и выявлены с использованием специальных археологических методов. В целях охраны археологических объектов и прилегающей территории могут устанавливаться зоны охраны археологических объектов, в границах которых земельные участки не изымаются у землепользователей и используются ими в соответствии с проектами зон охраны археологических объектов. Проведение земляных и строительных работ на территории археологического объекта осуществляется по согласованию с Министерством культуры.
|
|
ЗУ из земель историко-культурного назначения могут быть предоставлены на праве постоянного либо временного пользования (государственным организациям), аренды.