Механизм формирования и реализации государственной и корпоративной инновационной политики железнодорожной отрасли России


Сфера инновационной политики Субъекты инновационной политики Основные направления инновационной политики
     
Разработка и реализация отраслевой государственной инновационной политики в сфере железнодорожного транспорта Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта России Установление приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики в области железнодорожного транспорта, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков. Проведение единой научно-технической, инновационной и инвестиционной политики в сфере железнодорожного транспорта. Координация деятельности и развития железнодорожного транспорта. Формирование отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Разработка и реализация программ по комплексному развитию отрасли. Разработка, утверждение и надзор за исполне-нием технических регламентов и стандартов. Организация системы обязательной сертификации, стандартизации и обеспечения единства измерений на железной дороге.
Разработка и реализация корпоративной инновационной политики в организациях железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» - Высшие органы управления общества - Научно-технический совет - Аппарат управления общества (Планирование и реализация стратегии инновационной деятельности ОАО) - Филиалы и представительства общества, их структурные подразделения (Планирование и реализация тактики инновационной деятельности ОАО) - Линейные предприятия (Разработка и реализация оперативных планов инновационной деятельности ОАО) Проведение единой технической, научно-технической и инновационной политики в организации. Разработка и утверждение приоритетных направлений деятельности организации и ее структурных подразделений, утверждение и реализация перспективных и текущих планов и программ научно-технического развития организации, в том числе инвестиционной программы. Обеспечение развития производственных мощностей организации, привлечение для этого необходимых инвестиций. Ведение научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских, проектных, изыскательских, строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. Создание фонда для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ. Управление и защита объектов интеллектуальной собственности организации
Предприятия промышленного железнодорожного транспорта
Независимые предприятия железнодорожного транспорта общего пользования

Реализация инновационной политики на корпоративном уровне обеспечивается путем разработки и внедрения системы стратегических, тактических и оперативных планов развития. Содержание процесса разработки и реализации системы плановых мероприятий определяется характером организационной системы управления процессами развития, а также особенностями процессов взаимодействия между уровнями и отдельными звеньями в системе управления инновационной деятельностью.

Определение основ организации инновационных процессов в ОАО «РЖД» является прерогативой органов управления и аппарата управления общества.

Общее руководство деятельностью ОАО «РЖД» осуществляет совет директоров. К его компетенции относятся вопросы определения приоритетных направлений деятельности общества, утверждение перспективных планов и основных программ деятельности общества, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы общества.

Коллегиальным исполнительным органом общества является правление. К компетенции правления общества относятся разработка и представление совету директоров приоритетных направлений деятельности общества и перспективных планов их реализации, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы общества, подготовка отчетов об их выполнении; разработка и утверждение текущих планов деятельности общества.

Руководство текущей деятельностью осуществляет президент общества.

Центральную роль в этом процессе играет департамент экономического прогнозирования и стратегического развития, на который возложена непосредственная обязанность по разработке стратегии инновационного развития ОАО «РЖД», а также мониторингу и контролю хода ее реализации.

Для реализации данной функции департамент осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- участие в определении стратегических целей, задач, стратегических направлений развития, корпоративных стандартов управления, принципов достижения эффективности работы общества;

- анализ внешней и внутренней среды ОАО и прогноз динамики ее развития;

- стратегическое прогнозирование развития ОАО;

- разработка стратегии развития пропускной способности инфраструктуры ОАО и транспортных коридоров;

- разработка стратегии международной транспортной интеграции;

- разработка стратегии ценообразования.

Значительная роль в процессе реализации стратегии корпоративной инновационной политики отводится департаменту инвестиционной деятельности. За ним закреплена функция по инвестиционному наполнению программ развития, их сопровождению в процессе реализации, а также анализу и контролю исполнения инвестиционных программ.

В основе реализации корпоративной инновационной политики лежит инновационная программа, которая на железнодорожном транспорте в совокупности реализует программы внедрения новой техники и технологий, программы ресурсосбережения и программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Последние могут финансироваться как за счет образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов государственной власти, так и за счет средств внебюджетных фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, создаваемых коммерческими организациями. Кроме того указанные направления инновационной деятельности финансируются из средств инвестиционных ресурсов, направляемых организациями железнодорожного транспорта на осуществление капитальных вложений.

В системе прямого государственного регулирования важное место занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные средства и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели. Важнейшей задачей государства является правовое регулирование инновационных процессов, законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников, образование блока законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, государственной патентно-лицензионной системы.

К прямой поддержке инновационных проектов относится формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сеть центров распространения инноваций и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам, также способствует формированию рынка инноваций (выставки, биржи, ярмарки и т.д.). Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и в отрасли.

Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Среди мер косвенного регулирования это, прежде всего налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей. Распространение нововведений стимулируется также налоговыми льготами по операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции.

Государство может стимулировать инновации льготными по срокам погашения и процентным ставкам кредитами государственных банков или предоставлением преференций коммерческим банкам, кредитующим инновационную деятельность льготное налогообложение, смягчение резервных требований и т.д.

Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов за счет снижения срока переноса стоимости оборудования на производимую продукцию, а также установления повышенных норм амортизационных отчислений в первые годы его эксплуатации и пониженных в последующие годы.

Доступу к передовым инновационным технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга.

Под финансовым лизингом понимается посредническая операция, заключающаяся в ассигновании средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату.

Механизм регулирования инновационной деятельности на железнодорожном транспорте приводится на рис.1.3.

Динамичность современных инновационных процессов требует согласованной координации действий всех участников инновационного цикла: научно-технического сообщества, предпринимательских структур, государственных органов, политической оппозиции, потребителей инновационной продукции, общественных организаций.

Сейчас стоит вопрос о соотношении влияния государства и частного сектора на инновационные процессы в транспортной отрасли. Активность государства в области политики на транспорте возрастает. Однако рыночное хозяйство нуждается в постоянной и растущей активности частного сектора отраслевых транспортных НИОКР.


 
 


                   
   
Единовременная амортизация
 
Реал. инвестиции
 
Гарантирование займов
   
Изменение налоговой базы
 
Особенности планирования, прогнозирования, контроля за инновационной деятельностью
 
 
 


                       
   
       
 
     
   
Финансовые инвестиции
 
 
 


Понижение налоговых ставок
Компенсационные соглашения

       
   
 
 


Рис. 1.3. Механизм регулирования инновационной деятельности предприятий железнодорожного транспорта



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: