Инновации бывают разными как по своему масштабу, так и по преобразующему характеру. Наиболее сложными являются так называемые системные инновации, когда качественно меняются само состояние системы, ее связи, системообразующие факторы. Проводимое реформирование железнодорожной отрасли является типичным случаем системного нововведения. Оно вызывает коренную ломку планового централизованного управления, преобразует экономические, структурные и функциональные связи, способствует появлению новых законов. Практически ни одно нововведение не проходит гладко, каким бы прогрессивным оно ни было; всегда находятся причины и силы, которые ему противятся. Считается, что социально-психологический аспект проблемы инноваций заключается в том, что персонал предприятия склонен сопротивляться инновациям, даже если последние повышают эффективность их функционирования. При этом имеется в виду, что субъект хозяйственной деятельности сам заинтересован в нововведении, а препятствия существуют помимо его воли. Примечательно, что на долю организационно-управленческих факторов приходится не менее 1/3 от их общего числа. Так, опрос 30 из 100 крупнейших промышленников корпораций США показал, что организационно-управленческие факторы составляют 37 % среди сил, движущих нововведения, и 55 % - противодействующих им.
Теоретики поведенческого направления анализируют эти факторы, в основном, с позиции социально-психологических характеристик участников инновационных процессов, сторонники рационалистического направления - с точки зрения организационно-управленческих характеристик системы, осуществляющей нововведение.
Факторы, которые способствуют и препятствуют инновационной деятельности, приведены в табл. 6.1.
Таблица 6.1