ФЗ «О техническом регулировании» вводит основные понятия идентификации и подтверждения соответствия продукции.
Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
Соответствие - соблюдение всех установленных требований к
продукции.
Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Различают несколько видов деятельности по оценке соответствия качества товаров: оценка качества, контроль качества и сертификация
соответствия.
Указанные виды деятельности различаются, во-первых, номенклатурой характеристик (критериев), выбранных для идентификации и испытаний, во-вторых, субъектами, осуществляющими эту деятельность, в-третьих, в конечных документально оформленных результатах этой деятельности.
Оценка качества - совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их фактического значения и сопоставлению с базовыми.
|
|
Для оценки качества могут быть выбраны любые показатели, в том числе и непредусмотренные НД, например, характеристики, составленные на основе житейского опыта потребителя.
Оценку качества могут осуществлять любые субъекты рыночных отношений: изготовители, продавцы, потребители.
Контроль качества - проверка соответствия установленным в нормативных документах (НД) требованиям.
Контроль качества проводится представителями компетентных органов (государственного, ведомственного или внутрифирменного контроля). К ним относятся государственные инспекторы Роспотребнадзора, контролёры ведомств и отделов контроля на предприятиях, сотрудники испытательных лабораторий а также потребители.
Номенклатура проверяемых показателей ограничивается лишь требованиями, предусмотренными НД, причём она может быть полной или ограниченной несколькими показателями (например, только органолептическими).
Сертификация - действия третьей стороны, создающие уверенность в том, что надлежащим образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям (Руководство ИСО-МЭК). В этом определении сертификации, принятом в международной практике, четко указаны субъекты, осуществляющие сертификационную деятельность. К ним относится третья сторона, т.е. юридические или физические лица, независимые от изготовителя (продавца) и потребителя.
Согласно ФЗ «О техническом регулировании», сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
|
|
Идентификация как начальный этап оценочной деятельности предусматривается в НД лишь для сертификации, хотя оценка и контроль качества также не могут проводиться, если продукция не идентифицирована.
Идентификации присущи разнообразные функции:
-указующая.- отождествляющая представленный образец товара с конкретными наименованием, сортом, маркой, типом, а также товарной партией;
-информационная,- доводящая до субъектов рыночных отношений необходимую информацию;
-управляющая..- поскольку идентификация служит одним из элементов системы качества продукции.
В современных условиях во всем мире ужесточились требования, предъявляемые к качеству товаров. В результате возникла необходимость постоянного обеспечения высокого уровня качества продукции, так как без этого невозможна эффективная экономическая деятельность предприятия.
Идентификация дополняется понятием «прослеживаемость». В со-°7ветствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» - прослеживаемость - это возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что Оассматривается. Это значит что «поставщик, в случае необходимости, Должен устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии методы ^Дентификации продукции на чертежах, в документах, технических тре--овамиях или другой документации на всех этапах производства, постав-. монтажа. Если прослеживаемость продукции является четко опреде-"^"Ым требованием, то в пределах этих требований отдельные едини-461 продукции или партии должны иметь единичный характер идентификация,
Такая идентификация соответствующим образом регистрируется*. Таким образом, стандарты ИСО устанавливают, что средствами идентификации являются документы: нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические (чертежи). Кроме того, к ним следует отнести маркировку и товарно-сопроводительные документы.
На современном этапе задачами идентификации являются:
-определение основных понятий, структуры, норм и правил в области идентификации товаров:
-разработка основополагающих критериев, пригодных для целей идентификации однородных групп, конкретных видов и наименований товаров;
- исследование потребительских свойств товаров и показателей, их характеризующих, для выявления наиболее достоверных критериев идентификации;
- совершенствование стандартов, ТУ и другой документации путем включения в нее показателей качества для целей идентификации;
-разработка методов идентификации товаров, в первую очередь экспресс - методов, позволяющих с достаточно высокой степенью достоверности определять ассортиментную принадлежность товаров.