Идентификация и оценка соответствия продукции

ФЗ «О техническом регулировании» вводит основные понятия идентификации и подтверждения соответствия продукции.

Идентификация продукции - установление тождественности ха­рактеристик продукции ее существенным признакам.

Соответствие - соблюдение всех установленных требований к

продукции.

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение со­блюдения требований, предъявляемых к объекту.

Различают несколько видов деятельности по оценке соответствия качества товаров: оценка качества, контроль качества и сертификация

соответствия.

Указанные виды деятельности различаются, во-первых, номенкла­турой характеристик (критериев), выбранных для идентификации и испы­таний, во-вторых, субъектами, осуществляющими эту деятельность, в-третьих, в конечных документально оформленных результатах этой дея­тельности.

Оценка качества - совокупность операций по выбору номенклату­ры показателей качества, определению их фактического значения и со­поставлению с базовыми.

Для оценки качества могут быть выбраны любые показатели, в том числе и непредусмотренные НД, например, характеристики, составлен­ные на основе житейского опыта потребителя.

Оценку качества могут осуществлять любые субъекты рыночных отношений: изготовители, продавцы, потребители.

Контроль качества - проверка соответствия установленным в нормативных документах (НД) требованиям.

Контроль качества проводится представителями компетентных ор­ганов (государственного, ведомственного или внутрифирменного кон­троля). К ним относятся государственные инспекторы Роспотребнадзора, контролёры ведомств и отделов контроля на предприятиях, сотрудники испытательных лабораторий а также потребители.

Номенклатура проверяемых показателей ограничивается лишь требованиями, предусмотренными НД, причём она может быть полной или ограниченной несколькими показателями (например, только органолептическими).

Сертификация - действия третьей стороны, создающие уверен­ность в том, что надлежащим образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям (Руководство ИСО-МЭК). В этом определении сертификации, принятом в международной практике, четко указаны субъекты, осуществляющие сертификационную деятель­ность. К ним относится третья сторона, т.е. юридические или физиче­ские лица, независимые от изготовителя (продавца) и потребителя.

Согласно ФЗ «О техническом регулировании», сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соот­ветствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Идентификация как начальный этап оценочной деятельности пре­дусматривается в НД лишь для сертификации, хотя оценка и контроль качества также не могут проводиться, если продукция не идентифициро­вана.

Идентификации присущи разнообразные функции:

-указующая.- отождествляющая представленный образец товара с конкретными наименованием, сортом, маркой, типом, а также товарной партией;

-информационная,- доводящая до субъектов рыночных отношений необходимую информацию;

-управляющая..- поскольку идентификация служит одним из эле­ментов системы качества продукции.

В современных условиях во всем мире ужесточились требования, предъявляемые к качеству товаров. В результате возникла необходи­мость постоянного обеспечения высокого уровня качества продукции, так как без этого невозможна эффективная экономическая деятельность предприятия.

Идентификация дополняется понятием «прослеживаемость». В со-°7ветствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» - прослеживаемость - это возмож­ность проследить историю, применение или местонахождение того, что Оассматривается. Это значит что «поставщик, в случае необходимости, Должен устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии методы ^Дентификации продукции на чертежах, в документах, технических тре--овамиях или другой документации на всех этапах производства, постав-. монтажа. Если прослеживаемость продукции является четко опреде-"^"Ым требованием, то в пределах этих требований отдельные едини-461 продукции или партии должны иметь единичный характер идентификация,

Такая идентификация соответствующим образом регистрирует­ся*. Таким образом, стандарты ИСО устанавливают, что средствами идентификации являются документы: нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические (чертежи). Кроме того, к ним следует отнести маркировку и товарно-сопроводительные документы.

На современном этапе задачами идентификации являются:

-определение основных понятий, структуры, норм и правил в об­ласти идентификации товаров:

-разработка основополагающих критериев, пригодных для целей идентификации однородных групп, конкретных видов и наименований товаров;

- исследование потребительских свойств товаров и показателей, их характеризующих, для выявления наиболее достоверных критериев идентификации;

- совершенствование стандартов, ТУ и другой документации путем включения в нее показателей качества для целей идентификации;

-разработка методов идентификации товаров, в первую очередь экспресс - методов, позволяющих с достаточно высокой степенью досто­верности определять ассортиментную принадлежность товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: