Предприятия и учреждения, выполняющие общественно значимые функции, нуждаются в координации их деятельности. Именно эту функцию выполняют ОМСУ.
Субъекты МХ можно разделить на группы:
Ä МП и МУ;
Ä Предприятия и учреждения иных форм собственности.
Права ОМСУ и методы управления в отношении этих групп будут разными.
В отношении МП и МУ права такие же как у собственника.
В отношении предприятий и учреждений иных форм собственности права ОМСУ строго регламентируются законодательством (так как в этом случае ОМСУ выступают как власть, а не как хозяйствующий субъект).
В связи с этим и особенности управления разные – ОМСУ, население.
ОМСУ создают структурные подразделения.
Население вправе управлять МХ как непосредственно, так и через создаваемые им ОМСУ (местные сообщества) и должностные лица.
Для небольших сельских поселений, там, где все решает сход – является устойчивой формой волеизъявления.
В городских поселениях и муниципальных районах прямое участи населения в оперативном управлении МХ нецелесообразно, а точнее невозможно. Целесообразно оставить такие права непосредственного волеизъявления как – принятие планов, программ развития МО, обсуждение их, приобретение, отчуждение объектов муниципального имущества.
|
|
То есть, оперативное управление МХ должно осуществляться специально создаваемыми структурными подразделениями администрации МО, работу должны осуществлять квалифицированные, специально обученные кадры.
ОМСУ выполняют следующие функции на территории МО:
Регулируют хозяйственные отношения (муниципальный заказ, задание, договоры);
Выступают как полноправные хозяйствующие субъекты;
Осуществляют активную хозяйственную деятельность (являются субъектом управления МХ);
Пополняют состав муниципального имущества (приобретают объекты);
Пополняют доходную базу муниципального бюджета (аренда – хорошие платежи, приватизация - разовые);
Расширяют собственный экономический потенциал (за счет эффективного управления муниципальным имуществом, налаживая взаимодействия с общественными структурами).
Объем прав и обязанностей
Полномочия ОМСУ распространяются на все элементы МХ, расположенные в пределах МО.
Но при этом ОМСУ не вправе устанавливать ограничение хозяйственной деятельности предприятий (если нет нарушений).
Отношения с предприятиями и организациями иных форм собственности строятся на основе договоров (только взаимодействие).
Возникает вопрос: Как ОМСУ могут координировать деятельность таких предприятий и организаций?
Ответ: Координируют используя:
финансово-экономический механизмы (налоговые льготы, арендные льготы);
|
|
Организационно-правовые методы (согласно законодательству, Жилищному РФ, ФЗ-83);
Муниципальный заказ на благоустройство, строительство, дороги, коммунальное обслуживание, бытовое);
Создание совместных предприятий с участием инвесторов;
Создание некоммерческих организаций, межмуниципальных хозяйственных обществ;
Население выступает в таком процессе и как заказчик услуг, и как собственник имущества, а ОМСУ – подрядчик.