Слово «ум» служит для обозначения далеко не однозначных личностных характеристик человека. Можно выделить несколько разновидностей, типов ума (А. Лук, 1979):
Концептуальный ум – характерен для человека, способного к решению логических, математических, лингвистических задач.
Социальный ум – проявляется в межличностных отношениях, устанавливающих иерархию целей и ценностных ориентаций.
Эстетический ум – нацелен на восприятие форм, игнорируя причины и практическую значимость.
Рабочий ум – «технологический» - позволяет представить конечные результаты и технические возможности, силы, средства (включая и собственную мускульную энергию) для выполнения конкретного вида деятельности.
Суточный расход энергии при умственной работе составляет 2800-3000 ккал. По сравнению с расходом в состоянии покоя некоторые виды умственной работы требуют повышения энергозатрат: на 16% - при чтении про себя, сидя, 48% - вслух, 46% - при слушании лекций, практические, лабораторные (стоя) – 86%, чтение лекций стоя – 94%. Сердечно-сосудистая система изменяется незначительно соответственно интенсивности работы, без вмешательства эмоциональных факторов.
|
|
При обследовании 90000 студентов ФРГ психические и психоневрологические расстройства были обнаружены у 9,5%; у нас почти треть страдает заболеванием нервной системы, более 20% - гипертоники.
Таким образом, утомление необходимо рассматривать как временное ухудшение функционального состояния организма, основные признаки которого:
- резкое снижение работоспособности,
- изменение физиологических функций,
- изменение внешних признаков поведения.
Способность человека выполнять конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности определяется как работоспособность, основу которой составляют определённые психофизиологические свойства, психологические качества индивида и специальные знания, умения, навыки.
Объективные и субъективные факторы обучения