Средства массовой информации как субъект авторского права

1. Обзор законодательства о СМИ.

2. Особенности авторско-правовых отношений в сфере СМИ.

3. Авторские произведения и письма.

Основным законом, регулирующим деятельность средств массовой информации, является закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (Ведомости РФ 1992 г., № 7, ст. 300). Необходимо заметить, что вышеуказанный закон не противоречит закону РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Особенности авторско-правовых отношений в сфере СМИ

Пункт 11 ст. 47 Закона о СМИ предоставляет журналисту право снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого было искажено в процессе редакционной правки. В данном случае материал должен публиковаться без подписи. Анонимность не означает отказа от авторских прав. Если материал опубликован без указания автора, то редакция по закону считается представителем автора и защищает его права.

В соответствии с Законом о СМИ журналист также может запретить или иным образом оговорить условия использования подготовленного им сообщения.

В СМИ большинство журналистов состоят с редакцией в трудовых отношениях, и их произведения по общему правилу должны признаваться служебными. Исключительные права на использование созданных ими произведений принадлежат редакции. Однако общее правило может быть изменено договором между редакцией и журналистом. Пункты данного договора могут быть включены в трудовой контракт либо может быть составлено отдельное соглашение, регламентирующее переход имущественных прав к редакции. В этом же соглашении можно предусмотреть и выплату дополнительного авторского вознаграждения журналисту.

Законом о СМИ (ст. 2) предусмотрена возможность заниматься журналистской деятельностью и авторам, не состоящим с редакцией в трудовых отношения. В этом случае вопросы использования произведения определяются авторским договором.

Авторские произведения и письма

Своеобразным правовым режимом обладают письма в редакцию. Несмотря на то, что в Законе об авторском праве предусмотрена норма, признающая за автором исключительные права на использование произведения, это не распространяется в полном объеме на письма, направляемые в редакции СМИ.

Статья 42 Закона о СМИ различает авторские произведения и письма. При этом, как указано в ч. 1 ст. 42 Закона о СМИ, авторы могут особо оговорить условия и характер использования предоставляемого ими произведения.

Часть 2 ст. 42 Закона о СМИ рекомендует редакциям определенным образом относиться к письмам. Закон предоставляет право редакции СМИ использовать в сообщениях и материалах данного средства массовой информации письмо, адресованное в редакцию, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения Закона о СМИ.

Одним из сложных вопросов для работников СМИ является определение авторов такого литературного произведения как интервью. Следует заметить, что авторское право на интервью принадлежит в равной мере как интервьюеру, так и интервьюируемому. Если нет иной договоренности, то авторское вознаграждение за использование произведения делится пополам.

В практике работы средств массовой информации у журналистов сложилось обыкновение авторизировать интервью. Такое обыкновение служит мерой защиты от предъявления претензий со стороны интервьюируемого по искам, как правило, о защите чести и достоинства.

К сожалению, Закон об авторском праве не считает соавтором произведения редактора, осуществляющего редакторскую правку, поскольку внесение даже творческого труда в создание произведения является служебной обязанностью редактора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: