Механизмы взаимоотношений выборных лиц и населения действующим федеральным законодательством напрямую не урегулированы. В региональных законах, в муниципальных правовых актах традиционно встречаются положения, обязывающие выборных лиц МСУ в обязательном порядке вести прием избирателей (как правило, не реже 1 раза в месяц); отчитываться о своей работе перед избирателями (как правило, не реже 1 раза в год). Встречаются также нормы, восстанавливающие существовавший в советские времена институт наказа избирателей как поручения выборному лицу МСУ по решению какой-либо проблемы, о решении которой выборное лицо обязано отчитаться перед избирателями. В условиях повышения обеспеченности населения телефонными услугами, телевидением, Интернет-связью получают распространение контакты выборных лиц с избирателями в режимах "прямых линий".
Характер и формы взаимоотношений населения и депутата, члена выборного органа МСУ, а также избранного населением должностного лица МСУ определяются КРФ, ФЗ 2003, другими ФЗ, законами субъектов РФ и уставом МО.
Законодательство о МСУ предполагает использование отчетов депутатов, выборных должностных лиц МСУ, их отзыв (законодательство не содержит положений о наказах избирателей (как в советский период), но и не содержит положений о запрете их давать); предполагается использование населением права на правотворческую инициативу.
Формы взаимодействия депутатов, выборных должностных лиц МСУ с населением:
· встречи с избирателями;
· работа с обращениями граждан;
· информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов МСУ;
· участие в организации и проведении собраний (сходов), конференций граждан;
· участие в организации территориального общественного самоуправления.
Отчет депутата, выборного должностного лица – его официальное выступление перед избирателями с сообщение о проделанной им и представительным органов в целом работе (цель – обсуждение и оценка избирателями работы депутата, высказывание предложений и замечаний; по результату отчета избиратели принимают решение) (уставы МО устанавливают обязанность депутатов, выборных должностных лиц отчитываться перед избирателями).
Отзыв депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица – форма ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением (содержание – возможность досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица по воле избирателей).
Основания отзыва (в законодательстве субъектов РФ) – не оправдали (утратили) доверие избирателей в результате невыполнения своих обязанностей, требований КРФ, ФЗ, законодательства субъектов РФ, устава МО или совершения действий, порочащих их звание (предусматривались ограничения, связанные с реализацией права инициативы проведения голосования об отзыве).
Постановление КС РФ от 02.04.2002:
1) самостоятельность МО в правовом регулировании института отзыва (установление в уставе непосредственно процедуры отзыва либо отсылки к закону субъекта РФ);
2) законы субъектов РФ не могут препятствовать МО самостоятельно решать, какие основания и порядок отзыва должны быть предусмотрены уставом МО;
3) отсутствие закона субъекта РФ об отзыве выборного лица МСУ не может быть препятствием для введения данного института уставом МО и определения порядка осуществления отзыва;
4) основания и порядок отзыва выборного лица МСУ не должны приводить к искажению смысла муниципальных выборов (за отзыв должно проголосовать не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано);
5) основанием для отзыва выборного лица МСУ может быть действие (бездействие) данного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения;
6) большое значение при отзыве имеет судебная защита.
Стадии процедуры отзыва (инициирование проведения голосования по отзыву; назначение голосования; подготовка к проведению голосования; проведение агитационной кампании; голосование и определение результатов голосования).
Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ проводится по инициативе населения в порядке, установленном ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума (ФЗ 2003) (основания для отзыва выборных лиц МСУ и процедура их отзыва устанавливаются уставом МО; основаниями для отзыва могут быть только его конкретные противоправные решения, действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке).
Выборное лицо МСУ считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в МО (итоги голосования подлежат официальному опубликованию).
Инициативная группа (не менее 10 человек; должна собрать подписи избирателей не более 5% от зарегистрированных на территории проведения отзыва, но не менее 25 подписей; период сбора подписей не менее 20 дней).
Голосование по отзыву назначается представительным органом в порядке, установленном уставом МО в соответствии с законом (выборное лицо считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины жителей МО).