Судебный прецедент

Судебный прецедент – источник права англосаксонской правовой системы. Современное содержание прецедента Англии претерпело существенные изменения и значительно отличается от аналога, применяемого в других англоязычных странах. Суть прецедента состоит в обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня, а также в связанности апелляционных судов своими прежними решениями[138].

Для действия системы прецедентов необходимо иметь информационную базу о прецедентах, т. е. судебных отчетах.

В условиях прецедентного права суды, вынося решения или приговор, одновременно объявляют или издают право, т. е. выступают в роли законодателей. В одном случае они могут ссылаться на уже существующее решение суда (деклараторный прецедент), в других – могут создавать новую норму права (креативный прецедент). Обязательной в судебном решении является та часть, которая называется ratio decidendi. Этот принцип взят за основу решения. Ему в дальнейшем обязаны следовать судьи. Другая составная часть судебного решения является obiter dicta (попутно сказанное), т. е. умозаключение, либо основанное на факте, существование которого не являлось предметом рассмотрения суда, хотя и основанное на установленных по делу фактах, но не составляющее сути решения[139]. Для английского прецедентного права характерно деление прецедентов на обязательные, или связывающие, и убедительные. Если ratio decidendi является прецедентом, то obiter dicta может им стать лишь в силу своей убедительности. Вместе с тем отграничение ratio decidedi от obiter dicta представляет собой проблему, поскольку «методология их выделения до конца не разработана»[140].

Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями: 1) решения, вынесенные Палатой лордов, обязательны для всех судов; 2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для его самого (кроме уголовного права).

При соотношении прецедента и закона учитывается три фактора. Первый – прецедент со второй половины XIX в. утратил свое верховенство в правовой системе. Второй означает неоднозначность взаимоотношений закона и прецедента, ибо приоритетом обладает закон, который может отменить судебный прецедент. Судебный прецедент может отменить закон, поскольку из обязанности суда следует, что он может толковать акты парламента. Нормы закона, получившие судебное толкование, считаются частью общего права. В результате при рассмотрении дел судьи применяют не нормы закона, а нормы, возникшие при их толковании. Третий фактор – это в определенном смысле надгосударственный характер общего права, действующего в большинстве англоязычных стран.

В результате судьи в определенных случаях обязаны применять иностранные прецеденты, что противоречит принципу верховенства юрисдикции национальных судов. Вместе с тем, будучи санкционированным применившим его судом, судебный прецедент становится источником национального права[141].

В США правило прецедента не действует так жестко в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут таким образом изменять свою политику. Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.

В странах романо-германского права современная судебная практика «все чаще признается самостоятельным источником права приравниваемым по своему правотворческому характеру к законам»[142]. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, не действует доктрина судебного прецедента, а с другой – решение высших судов нередко считаются источником права, равным закону и даже превосходящим его[143].

§ 5. Общие принципы права, нормативный договор,
правовая доктрина, религиозные тексты

В современном цивилизованном мире в качестве источника права признаются принципы, сформировавшиеся в международных отношениях между странами. Различают в этом смысле принципы двоякого рода. Одни из них имеют глобальное значение и действуют в сфере международного публичного права.

Например, ст. 38 Статута Международного суда, гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». К общим принципам в праве относятся, например, такие положения, как: «специальный закон отменяет действие общего закона», «позднейшим законом отменяется более ранний» и т. д.

В ряде стран источником права признаются общие принципы, т. е. отправные, исходные начала национальной правовой системы. Это принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права и др. Например, гражданский кодекс Испании называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов. В исламских государствах (например, Афганистан) в случае пробела в законе суд может сослаться на принципы шариата (религиозные каноны).

Широкое применение как источника права в законодательстве Республики Беларусь имеют место общие принципы права: справедливости, гуманности и др. Например, ч. 2 ст. 21 ГПК Республики Беларусь гласит: «...суд, решая спор, исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства Республики Беларусь (аналогия права)», ст. 970 ГК Республики Беларусь «Способы и размер компенсации морального ущерба» гласит: «При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости».

«Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства»[144].

В Российской Федерации, Республике Беларусь и некоторых других странах источником права признаются нормативные договоры. Они имеют, по меньшей мере, три разновидности. Одним из них является международный договор. Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими странами относительно установления или прекращения их прав и обязанностей[145]. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия) или утвердительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

Разновидностью нормативного договора является трудовой договор (контракт), регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на государственных предприятиях, учреждениях и организациях. В него могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, переобучения, условий освобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и др.

Условия договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, т. е. являются специфической формой нормативного документа.

В Республике Беларусь имеет место первый и второй вид нормативного договора. Третий вид нормативного договора – это различные соглашения о регламентации различных сторон общественной и государственной жизни между краями, областями и входящими в них автономиями Российской Федерации, а также Договор от 31 марта 1999 г. между субъектами РФ[146].

В некоторых правовых системах к источникам права относят правовые доктрины, т. е. мнения авторитетных юристов, их научные труды по вопросам права. Так, мнение юристов – jus respondendi – были источником права в Древнем Риме.

В странах англосаксонской правовой системы судьи зачастую обосновывают свои решения, ссылаясь на труды ученых-юристов. Такие сочинения в этих странах называют литературными источниками[147]. Они используются в случае отсутствия, в качестве основы судебного решения при отсутствии необходимой нормы права, судебного прецедента или обычая.

Необходимость их применения имеет место и в настоящее время, «...современное право по-прежнему является правом юристов, как этого требует традиция»[148]. Одним из источников права является правовая доктрина в мусульманском праве[149].

Религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, которые составляют его основу. Оно определяет его мотивы, которые правоверный должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать[150]. К источникам права в первую очередь относятся Коран и Сунна. Коран – это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха. Сунна – сборник жизнеописания пророка Мухаммеда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: