Система показателей мониторинга бедности

Рассматривая феномен бедности, как показатель качества жизни населения, необходимо остановиться на понятии мониторинга бедности, под которым мы понимаемрегулярное измерение показателей, отображающих состояние и динамику процессов, характеризующих проблемные зоны.

В основе мониторинга бедности лежит сбор и анализ количественной информации, что определяет важность используемой системы индикаторов. Индикаторы (показатели), использующиеся при проведении мониторинга должны быть четно сформулированы и неизменны.

Каждая концепция дефиниции и измерения бедности предполагает методологическое решение двух принципиальных вопросов:

1. Установление черты бедности или того минимального стандарта, уровень ниже которого определяется как бедность.

2. Определение таких характеристик домашних хозяйств или индивидов, которые, с одной стороны, обеспечивают идентификацию их принадлежности к бедным и небедным, с другой стороны, отвечают на вопрос, почему они оказались в группе бедного населения. Набор данных характеристик составляет ядро объективно наблюдаемых показателей мониторинга бедности. В целом они должны позволять оценить:

· уровень и глубину бедности (что предполагает доступ к информации о величине прожиточного минимума и наличие ряда распределения по доходам или другому показателю, характеризующему текущую материальную обеспеченность, расходам, располагаемым ресурсам и пр.);

· профиль бедности, включающий в себя информацию о структуре бедного населения и рисках попадания в число бедных отдельных социально-демографических групп населения (для решения таких задач у аналитиков должен быть прямой доступ к первичным данным, содержащим характеристики отдельно взятых семей);

· причины и факторы бедности, что подразумевает использование данных о занятости и оплате труда, иждивенческой нагрузке, месте жительства, участии в программах государственных социальных трансфертов в денежной и неденежной форме, страхового и нестрахового значения, межсемейном перераспределении доходов на уровне отдельных индивидов или домохозяйств.

Экономическая теория и социально-экономическая статистика предлагают достаточно широкий набор статистических показателей, отображающих данные характеристики, однако не все они применимы к конкретной стране или региону в заданный период времени. Например, в странах, где большая доля семей проживает в арендованном у частных лиц или фирм жилье, стоимость арендной платы жилья включена в оценку минимальных потребительских стандартов. В России, где доля арендуемого у частных лиц жилья составляет 2 – 3 % домохозяйств, данный вид потребительских расходов не включен в минимальную потребительскую корзину. Также в ней отсутствуют расходы на образование и медицинские услуги, которые по действующему в нашей стране законодательству предоставляются населению бесплатно. Страновой или региональный подход к определению и измерению бедности должен быть увязан:

· с достигнутым уровнем экономического развития;

· с обозначившимися тенденциями динамики социально-экономического развития;

· с системой приоритетных мер политики, нацеленной на снижение бедности.

Экономика ряда регионов в нашей стране в настоящее время находится в фазе экономического роста, а меры, направленные на снижение бедности, обозначены в качестве национальных приоритетов развития. Следовательно, показатели, определяющие причины и факторы бедности, становятся важной частью мониторинга бедности. При этом значимая роль отводится мониторингу влияния на бедность программ государственных социальных трансфертов. Важно также подчеркнуть, что национальные приоритеты социально-экономического развития связаны с немонетарными формами проявления бедности в сфере обеспеченности жильем, доступности образовательных и медицинских услуг.

Анализ существующих показателей, используемых для оценки бедности, позволяет сделать вывод о том, что их система является неполной. Главный упор сделан на оценку численности бедного населения, которая определяется посредством сравнения доходов домашних хозяйств и стоимости прожиточного минимума. В российской статистической практике для этих целей используют данные о расходах, и на их основе моделируют распределение по доходам. Вместе с тем, доходы и расходы – это разные характеристики текущей материальной обеспеченности, и поэтому замена одного показателя другим влечет за собой определенные ошибки. Кроме того, на уровне отдельных домашних хозяйств в России нет официальных источников данных, позволяющих оценивать структуру их доходов. Весь имеющийся анализ в этом направлении опирается только на макроэкономические оценки, получаемые на основе статистической отчетности обо всех доходах, выплаченных населению. Ныне действующий мониторинг бедности не позволяет понять, в чем основные причины бедности. Вместе с тем, даже внедрение в мониторинг бедности показателей доходов, не позволит понять причин ограничения доступа к занятости и социальным программам. На данном этапе социально-экономического развития принципиальное значение приобретает и доступность для населения жилья, образовательных и медицинских услуг. Следовательно, неотъемлемой частью системы объективно контролируемых показателей мониторинга бедности должны стать показатели, характеризующие статус занятости, причины экономической неактивности, формы ограничения доступа к образовательным и медицинским услугам, а также параметры жилищной обеспеченности населения.

Анализ возможностей существующей в официальной статистике системы показателей, характеризующих бедность, и результаты исследования уровня и качества жизни населения, позволили сформулировать предложения по комплексной системе показателей мониторинга бедности. Данная система показателей чувствительна к изменениям в структуре денежных и неденежных поступлений домохозяйств, значимым мерам экономической и социальной политики, направленным на развитие стратегий самообеспечения населения и социальной поддержки уязвимых групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: