Налог на добавленную стоимость и налог на имущество

Налогами называются обязательные платежи, взимаемые государством (в лице центральных и местных органов власти) с населения, предприятий и организаций,зачисляемые в доходы федеральных, республиканских или местных бюджетов.

Налоги являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение доходов в соответствии с задачами экономического и социального развития общества.

Основными функциями налогов являются:

¨ фискальная (бюджетная) функция. Главная задача -
формирование доходной части государственного бюджета на основе централизованного взимания налогов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых результатов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства (оборонной, социальной, природоохранной);

¨ контрольная функция. Функция дает возможность
количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых расходах и внесения необходимых изменений в налоговую систему и бюджетную политику;

¨ распределительная функция. Функция имеет регулирующий характер, направленный на совершенствование воспроизводственного процесса общественного производства. Налоговое регулирование включает две подфункции: стимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция реализуется через систему налоговых льгот. Подфункция воспроизводственного назначения включает в себя плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем, платежи за пользование природными ресурсами и прочие ресурсные налоги.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), заработная плата, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц и др.

По виду установления налоги подразделяются на прямые и косвенные:

Прямые - это взимаемые непосредственно с налогоплательщиков налога на доходы, имущество, ресурсы; косвенные налоги связаны с хозяйственными операциями и выступают в виде специальных надбавок в пользу государственного бюджета (акцизы, налоги на потребление и обращение товаров, по дарению, вступлению в наследство и др.)

Согласно Закону «Об основах налоговой системы в РФ» вся совокупность налогов, взимаемых в стране, разделена на федеральные, республиканские и местные налоги.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджетную систему части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, вносимой в бюджет по мере их реализации.

Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, выполненных работ и услуг.

В строительных фирмах налогом облагается стоимость выполненных и оплаченных заказчиком строительно-монтажных работ, исходя из выручки от реализации продукции. К оборотам строительных организаций, облагаемым НДС, относятся строительно-монтажные работы, выполненные и хозяйственным способом. Налог взимается также с выручки строительной организации, полученной от оказания транспортных услуг,услуг по сдаче в аренду имущества и других платных услуг. Кроме того, объектом налогообложения является также выручка от реализации основных фондов и нематериальных активов, материалов, выдача материалов, продуктов, товаров своим работникам в счет заработной платы.Подлежат налогообложению НДС средства от взимания штрафов, взыскания пени, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами.

В настоящее время ставка НДС составляет 18%.По некоторым видам товаров по перечню ставка налога - 10%. В перспективе ставка НДС намечается к уменьшению.

Выручка строительной организации по всем видам деятельности вместе с НДС (в расчетных документахНДС называется отдельной строкой) поступает в распоряжение строительной фирмы. Одновременно строительная организация, со своей стороны является также плательщиком НДС по приобретенным материальным и техническим ресурсам, услугам.

ПосколькуНДС исчисляется исходя из размера чистого дохода, созданного на каждой стадии производства и обращения, а установленная ставканалога применяется к облагаемому обороту,то сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммаминалога, полученными от заказчиков и покупателей (за выполненные работы и оказанные услуги, а также за проданные основные фонды, материалы а другие виды имущества) исуммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материально-технические ресурсы (работы, услуга), стоимость которых относится на издержки производства и обращения (себестоимость СМР).

Налогоплательщиками налога на имущество признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в особенности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организацийпризнается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящиеся к объектам основных средств.

Не признаются объектами налогообложения:

земельные участки и иные объекты природопользования (водные
объекты и другие природные ресурсы);

имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления федеральным органом исполнительной власти, в
которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней
служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской
обороны, обеспечения безопасности и правопорядка в Российской
Федерации.

Налоговая базаопределяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисленной по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая базаопределяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая базаопределяется налогоплательщиками самостоятельно.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества,признаваемого объектом налогообложения,за налоговый (отчетный период) определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Налоговая базав отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций (не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства), принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1-е января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодомпризнается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодиеидевять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставкиустанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые льготы.

Освобождаются от налогообложения:

организации и учреждения уголовно- исполнительной
системы Министерства юстиции РФ;

религиозные организации;

общероссийские общественные организации инвалидов;

организации - в отношении объектов, признаваемых
памятниками истории и культуры федерального значения;

организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

организации в отношении объектов социально-культурной
сферы;

научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств;

и другие.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1, исуммами авансовых платежей по налогу, исчисленному в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном порядке;

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации;

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода

представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: