Методы обучения | Активность познавательной деятельности учащегося | Уровень опыта человека и ключевой элемент содержания образования |
Сообщающие | Нейтральная | Ознакомительный – «знания-знакомства» |
Объяснительно-иллюстративные | Воспроизводящая | Формальный – формальные знания |
Репродуктивные | Интерпретирующая | Сущностный – умения |
Продуктивные | Творческая | Творческий – творческое мышление |
Современные образовательные технологии | Субъектная (личностная) | Личностный (субъектный) – отношение |
Технологическое описание определенного типа педагогического процесса опирается на объективное наличие причинно-следственной связи методов организации учащегося, активности его познавательной деятельности, на формируемые при этом ключевые элементы опыта и сущностные характеристики его личности как отсроченный результат. Это – ключевые точки технологического описания педагогического процесса разных уровней, на них держится структура любой общепедагогической технологии. Отметим здесь еще раз принципиальное отличие нашего понимания технологии от многих других: технология описывает шаги, действия ученика, поскольку именно его деятельность напрямую определяет результат, чем и обеспечивается его гарантия, воспроизводимость технологии. Деятельность педагога имеет стимулирующий эффект, ее влияние на результат опосредовано через всё ту же деятельность ученика.
|
|
Технологии, строго удовлетворяющие требованиям технологического описания, охватывают все стороны образовательного процесса и выводят на целостный образовательный результат – опыт или освоенные способы деятельности.
Каждый тип педагогического процесса может быть представлен соответствующей технологией через следующие позиции:
· образовательный результат как четырехкомпонентная цель с указанием критериев их сформированности;
· требуемые этапы познавательной деятельности ученика, соответствующие данному типу, и их наполнение;
· средства мотивирования ученика на выполнение необходимых этапов деятельности и проверки их реализованности (рекомендуемые педагогу методы и приемы организации деятельности ученика) (табл. 4)[7].
Таблица 4