Конфликт — это столкновение интересов различных социальных и социально-политических субъектов, противоборство, форма разрешения противоречий между ними с применением политико-дипломатических, экономических, идеологических, военных и других средств и соответствующих им форм борьбы.
Конфликтные ЧС подразделяются на военные конфликты и общественные противоречия.
Военные конфликты подразделяются на:
1) Войны
— мировые
— региональные
— локальные
— пограничные конфликты
— вооруженные инциденты
— военная акция
— внутригосударственное вооруженное столкновение
Военные конфликты могут быть:
— с применением оружия массового поражения (ОМП)
— с применением ОМП и обычных средств поражения
— обычных средств поражения
Общественные противоречия подразделяются на:
— религиозные
— этнические
— экономические и социальные кризисы
ОП могут протекать:
— в пределах предприятия
— в пределах населенного пункта
— в пределах субъекта РФ
В ОП могут применяться:
— легкое и тяжелое стрелковое оружие
— управляемое и неуправляемое минирование
— подрыв сооружений и жилых зданий
— диверсионное разрушение объектов с горюче-смазочными материалами, гидротехнических сооружений, радиационно и химически опасных объектов, различных складов и хранилищ
Современные средства поражения:
1) Обычные средства поражения
— боеприпасы с обычным взрывчатым веществом
— боеприпасы с горючими средствами (зажигательное оружие)
— боеприпасы объемного взрыва
2) ОМП
— ядерное
— химическое
— биологическое
3) Нетрадиционные средства поражения
— атмосферное оружие
— гидросферное оружие
— литносферное оружие
— климатическое оружие
— биосферное оружие
— геокосмическое оружие
— этническое оружие.
Enola Gay — самолет, который первым применил ядерное оружие, сбросив бомбу на Хиросиму и Нагасаки.
Бикини — атолл, на котором США проводили ядерные испытания.
Поражающие факторы ядерного оружия:
1) Воздушная ударная волна
2) Световое излучение ядерного взрыва
ЛЕКЦИЯ 3.
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС (РСЧС) И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (ГО).
Федеральный закон от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне».
РСЧС — это объединенные органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации, в полномочия которых входят решения в области защиты населения и территорий от ЧС.
Задачи РСЧС:
• Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты от ЧС;
• Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организации;
• Обеспечение готовности органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
• Подготовка населения к действиям в ЧС;
• Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
• Осуществление государственных экспертиз, надзора и контроля;
• Ликвидация последствий ЧС;
• Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
• Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также спасателей, участвующих в ликвидации ЧС;
• Международное сотрудничество.
Система РСЧС состит из 2 подсистем:
1) Функциональная подсистема. Основа — министерства и ведомства (федеральные органы исполнительной власти);
2) Территориальная подсистема. Основа — органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации.
Функциональная подсистема действует на 5 уровнях:
1) Федеральный
2) Межрегиональный
3) Региональный
4) Муниципальный
5) Объектовый
(Территориальная подсистема действует только на последних трех уровнях)
На каждом уровне подсистемы имеются органы управления, которые подразделяются на:
• координирующие органы (комиссии по ЧС разного уровня)
• постоянно действующие органы управления (МЧС, отделы ГО и ЧС)
• органы повседневного управления (национальный центр управления в кризисной ситуации, дежурные диспетчерские службы, диспетчеры организации)
• силы и средства
• резервы финансовых и материальных ресурсов
Для управления подсистемами существуют системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Комиссии по ЧС состоят:
• Председатель комиссии — руководитель соответствующего управления или первый заместитель
• Секретарь комиссии
• Заместитель председателя комиссии, который является руководителем отдела или управления по делам ГО и ЧС
• Члены комиссии. Подкомиссии по направлению возникновения возможности ЧС в данной области. Для непосредственного руководства в районе ЧС от комиссии выделяются оперативные группы. Руководитель —зампредседателя.
• Повседневная деятельность. Плановая работа, обучение, накопление запасов.
• Режим повышенной готовности. При возникновении ЧС — попытки их предотвратить.
• Режим ЧС. Функционирование по полной схеме.
Гражданская оборона (ГО) — система мероприятий по подготовке и защите и подзащите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Руководителем ГО страны является верховный главнокомандующий — Президент РФ.
Непосредственное руководство гражданской обороной осуществляется председателем правительства РФ, а органом, который осуществляет гражданскую оборону, организует и руководит, является МЧС России.
Принципы организации и ведения ГО.
1) Организация и ведение ГО — это выжнейшая функция государства, составная часть обороны и строительства и обеспечения безопасности государства.
2) Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно, в мирное время.
3) Ведение ГО на территории РФ начинается:
а) с момента объявления состояния войны;
б) с фактического начала военных действий;
в) с введения Президентом РФ военного положения на всей территории РФ или в отдельной местности.
Основные задачи ГО.
1) Обучение населения.
2) Оповещение населения об опасности.
3) Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасный район.
4) Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (противогаз, медицинская аптечка).
5) Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
6) Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий.
7) Борьба с пожарами.
8) Обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического и биологического заражения.
9) Обеззараживание населения, техники, зданий и территорий.
10) Восстановление и поддержание порядка в районе военных действий.
11) Срочное восстановление функционирования коммунальных служб.
12) Срочное захоронение трупов в военное время.
13) Обеспечение постоянно готовности сил и средств ГО.
К силам и средствам ГО относится:
1) Спасательное воинское формирование (МЧС России).
2) Внештатные аварийно-спасательные формирования министерств, ведомств и организаций (ВАСФ).
Спасательные службы создаются на нештатной основе на базе существующих служб в городах и субъектах РФ.
ВАСФ создаются на нештатной основе и оснащаются специальной техникой, оборудованием, снаряжением и предназначены для проведения АСДНР в очагах поражения и зонах ЧС. Они создаются организациями и органами местного самоуправления из числа своих работников. Состав, структуру и оснащение ВАСФ определяют соответствующие руководители и согласовывают с МЧС России.
ВАСФ подразделяются:
1) по предназначению:
• инженерной разведки
• разбора завалов
• спасательные
• РХБ разведки
2) по подчиненности:
• территориальные
• организации (завод, фабрика, фирма, учреждение)
3) по составу:
• посты
• группы
• звенья
• команды
В ВАСФ зачисляются:
• мужчины в возрасте от 18 до 60 лет из числа невоеннообязанных;
• женщины от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов, беременных и женщин, имеющих детей до 8 лет (для медицинских работников — детей до 3 лет).
Зачисление в ВАСФ определяется указом руководителей организаций.
Финансирование осуществляется за счет соответствующих организаций.
ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС.
Защита населения РФ при ЧС природного и техногенного характера, а также от опасности проведения военных действий — это комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, выполняемым задачам и имеющимся ресурсам на мероприятиях ГО, направленных на устранение или максимально возможное снижение уровня угрозы жизни и здоровья людей.
Способы защиты населения:
1) Подготовка населения в области ГО и защиты в ЧС.
2) Достоверное информирование населения по ЧС.
3) Мероприятия радиационно-химической защиты.
4) Мероприятия медико-биологической защиты.
5) Мероприятия инженерной защиты.
7) Проведение аварийно-спасательных работ.
Принципы обучения.
1) Принцип всеобщности. Предполагает обучение всего населения, независимо от возраста, национальности, рода деятельности, семейного положения, места жительства и вероисповедания.
2) Принцип непрерывности. Поэтапное формирование знаний, умений и навыков у обучающихся на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста.
3) Комплексность обучения. Заключается, с одной стороны, в обучении защите от всего спектра опасностей, и, с другой стороны, с учетом задач, возлагаемых на конкретный коллектив в области защиты от ЧС и ГО.
Для информирования населения в стране создано общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).
Задачи ОКСИОН:
1) Сокращение сроков оповещения о ЧС.
2) Повышение оперативности информирования по действиям при ЧС.
3) Повышение уровня культуры безопасности ЖД.
4) Увеличение действенности информирования информационного воздействия с целью реабилитации пострадавшего населения.
5) Повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей методом видеонаблюдения.
Мероприятия РХБ защиты.
1) Сбор и обработка данных и информации об обстановке,
2) Радиационная, химическая и специфическая биологическая разведка.
3) Радиационный и химический контроль населения, сил РСЧС, техники и материальных средств.
4) Оповещение об РХБ заражении.
5) Использование средств индивидуальной и коллективной защиты.
6) Специальная обработка техники, обеззараживание вещевого имущества, средств индивидуальной защиты, участков местности, дорог и сооружений и санитарная обработка населения.
7) Определение режима радиационной и химической защиты населения и персонала объектов экономики в условиях РХБ заражения.
8) Обеспечение радиационной безопасности.
9) Обеспечение населения, персонала и формирования вооружением и средставами РХБ защиты.
Для оповещения населения при радиоактивном и химическом заражении существуют сигналы оповещения:
а) на военное время (радиационная опасность и химическая тревога);
б) на мирное время (вначале подается общий сигнал «внимание всем» голосом или на экране, угроза аварии на радиационном или химически опасном объекте).
Сигналы передаются по радио, телевидению, по местной линии, по городским и остовым телефонам, по громкоговорящей связи машин МВД и сиренами. Как правило, в каждом районе установлено от 2 до 5 сирен. На случай чрезвычайной ситуации будет подаваться сигнал.
При химическом заражении сигнал подается немедленно, а затем докладывается руководителю (начальству).
При радиоактивном загрязнении сначала докладывается начальству, а затем с его разрешения подается сигнал.
Это связано с тем, что при разгерметизации емкости при химическом загрязнении, которое происходит очень быстро, население следует оповестить немедленно.
Действия, если разбился термометр со ртутью.
1) Необходимо открыть окна и двери, проветрить помещение.
2) Собрать ртуть на листочек и поместить в стеклянную банку с водой.
3) Место, где была ртуть, обработать 1-2% раствором марганцовки.
4) После марганцовки обработать теплым мыльным раствором, затем чистой водой и протереть насухо.
Обеззараживание ртути называется демеркуризацией.
Инженерная защита населения — это способ защиты людей, укрытие их в защитные сооружения.
К защитным сооружениям ГО относятся:
• убежища
• быстро возводимые убежища
• быстро возводимые противорадиационные укрытия
• простейшие укрытия
Убежища оборудуются средствами коллективной защиты.
Это средства, которые обеспечивают убежище чистым воздухом.
К ним относятся:
• фильтро-вентиляционные установки различного назначения (ФВУ)
• регенеративные установки различного назначения