Характеристики человеко-машинных (эрготехнических) систем, важные с точки зрения их моделирования, таковы

1. Наряду с техникой, оборудованием, структурами управления и пр., элементами таких систем являются люди. Хотя для них предназначены четко определенные производственные роли, их реальная деятельность может носить характер непредсказуемости и внезапности. Поэтому задача описания поведения человека как части системы весьма непроста и плохо формализуема.

2. В эрготехнической системе всегда присутствуют факторы случайности/риска – неуправляемые факторы. Система для самосохранения должна менять свое поведение при наступлении случайных событий. Это могут быть поломки оборудования на производстве, резкий спад рыночного спроса на какой-то товар, ошибки людей.

3. Фактор управления, часто динамического управления – когда план действий изменяется, формируется в ходе функционирования системы. В таких системах всегда присутствует управляющая подсистема как суперпозиция контуров прямой и обратной связи. В динамике работы системы необходимо отслеживать ее состояние, принимать решения по планированию и реализации дальнейшего поведения. Например, операционная система ЭВМ (телефонная станции, атомная станция и т. п.) не может знать заранее, како-ва будет нагрузка на вычислительную мощность в определенный момент времени. Она постоянно регистрирует новые заказы/задачи и планирует ресурсы ЭВМ, управляет ими в зависимости от текущей нагрузки.

4. Наличие цели/целевой функции – то есть задачи, которую должна решать система. Для постоянно действующих систем массового обслуживания и динамического управления (работа телекоммуникационной системы) целью является обслуживание всех заказов к установленному сроку (может, в кратчайшие сроки) с минимизацией затрат/ресурсов.

5. Фактор эффективности – как организовать работу системы с минимизацией затрат/ресурсов.

6. Критерии успеха – определяются условия и приоритеты для оптимизационной задачи минимизации ресурсов. Например, приоритет для сроков – тогда следует минимизировать время выполнения заказа.

Очевидно, изучение большинства сложных систем путем прямых экспериментов над ними в целом невозможно, а над их частями вследствие эмергентности практически бесполезно. В таких условиях инструментом изучения системы является ее математическая модель. Как правило, она строится для описания функционирования системы и реализуется на ЭВМ (компьютерное моделирование).

Различают имитационные (портретные) и оптимизационные модели. К ним применимо требование осуществимости – с вероятностью не меньше заданной величины Р время достижения целей системой (в данном случае – время эксперимента с помощью имитационной модели или время выработки рекомендаций по оптимальной структуре, оптимальному поведению системы) не должно превосходить заданного значения Т.

Общие сведения 3

Тема 1. Статистическое наблюдение, сводка и группировка 3

Тема 2. Абсолютные и относительные показатели 6

Тема 3. Средние величины и показатели вариации 9

Тема 4. Выборочное наблюдение 15

Тема 5. Ряды динамики 18

Тема 6. Индексы 23

Тема 7. Статистические методы изучения взаимосвязи 27

Лекція 6. Теоретичні методи наукового дослідження. Особливість теоретичного дослідження. Послідовність проведення теоретичних досліджень. Порядок використання методів при здійсненні наукового дослідження. Поняття моделі, вимоги, види, особливості побудови. Формулювання та перевірка робочих гіпотез дослідження.

Література: [2, c. 12], Додатк. літ. [1, c.223-271], [1, c.272-303], [2, c.337-369].

Завдання на СРС: Мета, завдання дослідження та гіпотези. Гіпотеза як передбачення майбутніх результатів. Теоретичне підґрунтя гіпотез. Передбачення залежностей та зв’язків змінних. Формулювання гіпотез, кількість та рівень загальності гіпотез. Перевірка гіпотез. Що дає змогу вважати гіпотезу підтвердженою?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: