Построение математических моделей базируется на следующих трех принципах

• Принцип формирования законов – постулируются осуществимые модели, а из них выводятся законы сложных систем. Выводимые из них теоремы (законы) должны допускать возможность проверки соответствия части следствий из них доступным для эксперимента характеристикам оригинала. Другая часть следствий может быть использована для теоретического прогнозирования параметров изучаемой системы.
• Принцип рекуррентного объяснения – свойства системы выделенного уровня объясняются исходя из постулируемых свойств элементов систем непосредственно нижестоящего уровня и связей между ними. При каждом восхождении на следующий уровень иерархии система предшествующего уровня делается элементом системы следующего уровня.
• Принцип минимаксного построения моделей – теория должна состоять из моделей систем нарастающей сложности. Каждая из них должна хотя бы в минимальной степени отражать каждый из нарастающих уровней сложности поведения систем. Это кибернетический вариант принципа «бритвы Оккама» – не следует делать посредством большего то, чего можно достичь посредством меньшего».

При построении моделей сложных систем понятие оптимизации является основным. Так как основное свойство систем – наличие цели и необходимость достижения ее экстремальным образом. Формально задание цели сводится к заданию целевых функционалов для системы и ее модели соответственно. Определение экстремальных значений функционалов является основным содержанием оптимизационных моделей. В иерархии систем появляется иерархия целевых функционалов.

Змістовий модуль 3. Виконання моделювання для аналізу систем та їх ідентифікації й оптимізації в області предметної діяльності. Аналіз результатів дослідження, їх оформлення та опублікування Зміст та складові науково-дослідного процесу.

Лекція 7, 8. Схема та стадії науково-дослідного процесу. Суть та складові планування наукової діяльності. Організація науково-дослідних робіт. Підбір групи досліджуваних. Вибірка. Статистична обробка емпіричних даних та їхня інтерпретація.

Література: [2, c. 14], Додатк. літ. [1, c.180-188], [1, c.189-222].

Завдання на СРС: Співвідношення об’єкта і предмета наукового дослідження. Підходи до розуміння об’єкта і предмета наукового дослідження. Вибірка, розрахунок вибірки відповідно до генеральної сукупності.

Этапы научного исследования в процессе планирования

Научная работа представляет собой многоуровневое исследование. Огромное количество действий и мероприятий необходимо совершить исследователю, прежде чем результат его научной деятельности предстанет на суд комиссии или ученого совета. Планирование проведения масштабного исследования спасает от лишних трудоемких действий. Соискатель определяет для себя основные этапы научного исследования. Если речь идет о диссертационной работе, процесс ее написания может длиться несколько лет. Проблемы, с которыми сталкивается исследователь, работая бессистемно Не соблюдая этапы научного исследования, многие молодые люди сталкиваются с проблемой, когда объем предстоящей работы настолько велик, что даже сложно сообразить, с чего следует начинать свой путь. Одни бросают свои основные силы на поиск литературы и информации по теме, просиживают в библиотеках месяцами, но работа не двигается с места, а объем обработанной информации настолько велик, что возникают сомнения по поводу ее дальнейшей необходимости. Не стоит углубляться лишь в теоретическую часть. Другие же, начиная свой путь, концентрируют внимание лишь на эмпирической части. Браться сразу же за постановку эксперимента – обречь свое исследование на недостоверные данные. Во избежание разного рода хаотических и необоснованных действий, студенту или аспиранту следует изучить технологию научного исследования. Это поможет избежать ошибок и выполнять поставленные задания в нужные сроки. Структура и этапы научного исследования В общем понимании, как и любое другое важное дело, написание работы можно разделить на три основных этапа. Это подготовительный период, производственный (написание самой работы), постпроизводственный (огласка результатов, защита). Более детально этапы научного исследования можно охарактеризовать так:

Начальный период.

Подготовительный этап, планирование программы исследования.

Систематизация, сбор информации.

Постановка основного вопроса (проблемы), разработка гипотезы, методики исследования, плана.

Проведение исследования.

Оформление результатов.

Заключительный этап.

Подробное рассмотрение этапов: - Начальный период предусматривает выбор темы, обоснование ее актуальности. Также в начале деятельности стоит задуматься о новизне. Если ее обозначить проблематично либо ее нет вообще, то и продолжать дальнейшее исследование нет смысла. Положенные усилия не увенчаются успехом, поскольку есть риск заниматься псевдонаукой, что для исследователя никоим образом не нужно. В этот период автор оценивает также перспективность своего будущего труда и материальные возможности для проведения теоретических и эмпирических исследований. - Подготовительный этап очень важен для исследователя, поскольку автор планирует, каковы должны быть условия для работы, просчитывает материальные возможности, планирует поездки на конференции, публикации статей, совместно с руководителем принимает решения по организационным вопросам. - Систематизация и сбор информации предусматривают ознакомление с литературой по данному вопросу, трудами исследователей, которые уже занимались проблематикой. Идет аналитическая работа над тем, что было уже изучено и представлено ранее, а что можно предложить нового в своей работе. - Постановка основного вопроса (проблемы), разработка гипотезы, методики исследования, плана. Кроме постановки гипотезы – научного предположения о возможной причине, породившей какое-то исследуемое явление, на этом этапе целесообразно составить систематический план-рубрикатор, утвердить тему, обсудить с более широким кругом специалистов дальнейшие научные планы и намерения. Их советы могут быть очень ценными и способствовать появлению новых рациональных идей. - Проведение исследования предусматривает реализацию запланированных действий согласно выбранной методологии, подготовленной соответствующим образом. Это может быть проведение анкетирования, фокус-группового исследования, эксперимента, факторного анализа, контент-анализа и т.д. - Оформление. После того как собран материал, отобраны основные постулаты, подтверждающие истинность и ценность идей, проведено исследование, получены новые ценные результаты, самое время приступить к оформлению их согласно требованиям ВАК. Должны быть учтены основные правила оформления: использование шрифтов, редактирование, правильное расположение структурных элементов, приложений и т.д. - Заключительный этап. Этот этап, пожалуй, самый сложный для многих, кто прошел весь путь. Очень много организационных моментов предстоит выдержать соискателю. Это поиск рецензентов, оппонентов (для кандидатской и докторской диссертации), сбор отзывов, всех необходимых документов для комиссии или специализированного ученого совета, подготовка автореферата, организация предзащиты и защиты. Таковы ключевые этапы научного исследования.

Планирование и организация научного исследования проблем управления

Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства, управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, обеспечивать производительность, эффективность, адаптивность производства к разнообразным требованиям поставщиков и потребителей.

Проведение исследований и анализ любой конкретной проблемы управления как объекта необходимо для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке товаров (услуг), для повышения эффективности функционирования подразделений и организации в целом

В общем виде организацию проведения исследования можно представить следующим образом:

подготовка исследования, т.е. разработка программы, определение единиц наблюдения, определение методов сбора информации, проведение пробного (пилотажного) исследования:

сбор необходимой информации с учетом ее синтаксических, семантических и прагматических аспектов;

подготовка информации к обработке;

обработка информации и ее анализ;

подготовка результатов исследования.

Любое исследование должно начинаться с составления программы.

Программа исследований — это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Далее составляется план. План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы. План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования.

Основными принципами планирования исследования можно назвать следующие.

-Принцип конкретности формулировок заданий - не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений.

-Принцип организационной значительности - организационная структура системы управления должна оставаться неизменной на протяжении всего исследования.

-Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости - когда задания соответствуют определенной трудоемкости их выполнения.

-Принцип интеграции деятельности - план должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы.

-Принцип контролируемости.

-Принцип ответственности - включать раздел с указанием ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений.

-Принцип реальности. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.

Организация исследования — распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.

Существуют различные формы организации ИСУ. Выделим пять основных форм организации ИСУ.

1.Увеличение нагрузки собственного персонала дополнительными обязанностями по проведению исследований. Данная форма возможна лишь в том случае, если у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок.

2.Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.

3.Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в организационной структуре предприятия, позволяющих совместить повышение профессионального уровня сотрудников фирмы с организацией исследований и обеспечением их необходимого качества.

4.Приглашение специалистов консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций

5.Возможна комбинация вышеперечисленных форм, и во многих случаях она оказывается более эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящих как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консалтинговой компании.

Организация любого исследования предполагает наличие технологии. Технология ИСУ — это вариант рационального построения процесса исследования.

В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий, таких как время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и пр., технологические схемы могут быть различными.

1.Линейная технология. Она заключается в последовательном проведении исследований по этапам постановки проблемы, формулировке задач ее решения, выборе методов исследований, проведения анализа и поиске позитивных решений, экспериментальной проверке решения, если она возможна, разработке инноваций. Каждый из этапов характеризуется оригинальным набором методов исследования и временными ограничениями.

2.Технология параллельного исследования. Например, по сложным, комплексным проблемам можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно.

3.Технологият циклического исследования. Он характеризуется возвратами к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежности результатов.

4.Технологии адаптивного типа. Суть их заключается в последовательной корректировке технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследования. Каждый этап в этой технологической схеме оценивается по его результатам и эта оценка необходима для определения нового этапа.

Выбор технологических схем проведения исследования способствует повышению его эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: