Типовая учетная политика в общественном питании

Российское бухгалтерское законодательство обязывает любую компанию формировать и утверждать свою учетную политику, в которой организация закрепляет методы и способы учетной работы. В полной мере это требование распространяется и на организации общественного питания, которые по общему правилу обязаны вести бухгалтерский учет. Причем от ведения бухгалтерского учета компания, оказывающая услуги общепита, не освобождается даже в том случае, если она платит единый налог на вмененный доход.

Отметим, что в своем нормативном документе организация общественного питания закрепляет только те аспекты, в части которых бухгалтерское и налоговое законодательство содержит многовариантные способы учетной работы.

В настоящее время с учетом новых условий хозяйствования, изменений в законодательстве методическое обеспечение учетного процесса в общественном питании нуждается в значительном реформировании и усовершенствовании. Поэтому для организаций общественного питания учетная политика является тем основным документом, без которого фактически невозможно правильно организовать и построить систему бухгалтерского учета в данной организации.

Требование о формировании и утверждении учетной политики организации установлено на законодательном уровне, на что указывает ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Обратите внимание, Совет Федерации РФ 29.11.2011 в новой редакции одобрил Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Этот правовой акт приводит систему бухгалтерского учета в соответствие с изменившимися условиями деятельности субъектов экономики, а также содействует повышению качества финансовой отчетности и ее прозрачности. Новая редакция Закона устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе финансовой отчетности, формирует правовые механизмы регулирования бухгалтерского учета, уточняет перечень лиц, на которых распространяется действие законодательства о бухгалтерском учете, и области его применения. Закон вступает в силу с 01.01.2013.

Новый Закон о бухгалтерском учете также не снимает с российских фирм обязанность по ведению учетной работы. Более того, если сегодня организации, применяющие упрощенную систему уплаты налогов, вправе не вести бухгалтерский учет в полном объеме, то в рамках действия нового Закона о бухгалтерском учете они будут вести учет в общем порядке. Заметим, что новый Закон уделяет учетной политике компании большее внимание, чем его предшественник, так как учетной политике в законопроекте посвящена отдельная статья.

Закон N 129-ФЗ содержит только общие требования к учетной политике, а основным нормативным документом, устанавливающим основные принципы ее формирования, является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Согласно ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой принятую в организации общественного питания совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Словом, учетная политика охватывает всю систему учета от первичного наблюдения до обобщения итогов, в силу чего и Закон N 129-ФЗ, и ПБУ 1/2008 обязывают организацию в качестве приложений к учетной политике утверждать:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля над хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

При формировании своего учетного регламента организация общепита должна исходить из допущений, перечисленных в п. 5 ПБУ 1/2008.

Обратите внимание, если организация общепита относится к субъектам малого бизнеса и не размещает публично ценные бумаги, то она вправе отступить от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. в бухгалтерском учете она может определять свои доходы и расходы кассовым методом. На это указывает и п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н. Если компания пользуется данным правом, то это положение обязательно вносится в свой учетный регламент, а отступление от допущения временной определенности указывается организацией в пояснительной записке, прилагаемой к отчетности фирмы.

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 учетная политика организации общественного питания должна обеспечивать следующие требования:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

- осмотрительность - большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

- приоритет содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

- непротиворечивость - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

- рациональность - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Как и все остальные, организации общественного питания должны иметь учетную политику не только для ведения бухгалтерского учета, но и в целях налогообложения. На это указывают положения налогового российского законодательства, в частности гл. 21, 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Подтверждает это и судебная практика. Как отметил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.11.2006 по делу N Ф04-7773/2006(28631-А46-26), учетная политика влияет на формирование налоговых обязательств организации перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налога, в силу чего наличие ее в организации является обязательным.

Систему налогового учета организация общественного питания формирует самостоятельно, руководствуясь принципом последовательности применения норм и правил налогового учета. Говоря другими словами, указанная система применяется организацией последовательно от одного налогового периода к другому. Принципы формирования налоговой учетной политики заложены в ст. 313 НК РФ.

Порядок ведения налогового учета закрепляется организацией общественного питания в учетной политике для налогообложения, которая утверждается в начале каждого месяца.

При этом ПБУ 1/2008 допускает два возможных способа отражения последствий изменения учетной политики:

- ретроспективный;

- перспективный.

Если компания является субъектом малого предпринимательства и не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, то она может пользоваться только перспективным методом отражения последствий изменения учетной политики. Такое право для указанной категории фирм закреплено в п. 15.1 ПБУ 1/2008. Для реализации данной возможности организация общепита должна предусмотреть это в своем учетном регламенте.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Кстати, аналогичное требование вытекает из п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, а также из п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Состав и содержание информации об учетной политике, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности по конкретным вопросам бухгалтерского учета, устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Если организация публикует свою отчетность не в полном объеме, то информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

Напомним, что информация об изменении учетной политики раскрывается в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

Причем в обязательном порядке приводится не только причина изменения учетной политики, но и содержание таких изменений:

- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, то и по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

- суммы соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Организация общественного питания при формировании своей учетной политики должна учесть следующее:

- организационные моменты. В качестве организационных моментов учитываются отраслевые и структурные особенности организации общественного питания, виды осуществляемой деятельности, а также приводится перечень применяемых отраслевых инструкций и рекомендаций. Кроме того, указываются сведения об организации бухгалтерской службы хозяйствующего субъекта, перечень прав и обязанностей бухгалтерских служб, график документооборота, а также порядок отражения информации в учете и составления бухгалтерской отчетности;

- способы оценки имущества, обязательств и методы их отражения в бухгалтерском учете.

В учетной политике организации общественного питания в обязательном порядке необходимо закрепить следующую информацию:

- о нематериальных активах (НМА) - указывается их состав, оценка в целях бухгалтерского учета, определение срока полезного использования, методы начисления амортизации, возможность применения повышенных норм амортизации, переоценки и т.д.;

- об основных средствах организации (ОС) - указываются критерии отнесения активов к ОС, порядок учета ОС, стоимость которых не превышает 40 000 руб., оценка ОС, методы начисляемой амортизации, порядок переоценки, восстановление ОС;

- о материально-производственных запасах (МПЗ). Здесь организация общепита закрепляет:

- порядок отнесения имущества к МПЗ, метод учета сырья (продуктов) на кухне (по фактической себестоимости с применением счета 10 "Материалы" или по учетным ценам с применением счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей");

- учет движения МПЗ;

- методы списания их в производство (ФИФО, средняя себестоимость или себестоимость единицы) и т.д.;

- о товарах (продуктах питания, если организация общественного питания ведет учет продуктов на счете 41 "Товары"). Здесь организация закрепляет такие моменты, как:

- методы оценки товаров;

- учет транспортных расходов;

- методы отпуска товаров в производство и т.д.;

- об учете затрат на производство. В этом подразделе закрепляется состав на производство готовой продукции, указывается их метод учета, а также порядок учета незавершенного производства;

- об учете финансовых результатов деятельности организации общественного питания. Этот подраздел должен содержать информацию о доходах и расходах организации, о том, каким образом в учете будут отражаться возникающие курсовые разницы, как производится списание дебиторской задолженности, учет прибылей (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном периоде.

Кроме того, в учетной политике организации общепита должны быть закреплены положения об учете заимствований и финансовых вложений, порядок и сроки проведения инвентаризаций, положения об используемом плане счетов бухгалтерского учета и формах первичных учетных документов.

Организация общественного питания также должна указать в своей учетной политике, где формируются данные налогового учета.

Источником информации для определения налоговой базы могут служить регистры бухгалтерского учета. Если они не содержат достаточной информации, то следует вести самостоятельные реестры налогового учета на бумажных носителях, в электронном виде или на любых машинных носителях.

Формы регистров, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и первичных учетных документов устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения согласно ст. 314 НК РФ. При их разработке необходимо помнить о списке обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 313 НК РФ:

- наименование регистра;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

За правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета отвечают лица, составившие и подписавшие их. Внесение исправлений в регистры должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего их, с указанием даты записи.

Отметим, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Если организация общественного питания затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять формы налоговых регистров, которые приведены в Рекомендациях МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

В части налога на добавленную стоимость (НДС) учетная налоговая политика организации общественного питания должна содержать следующую информацию.

1. Распределение входного НДС между операциями, облагаемыми налогом и освобожденными от налогообложения. Организации общественного питания могут одновременно осуществлять как облагаемые (п. 1 ст. 146 НК РФ), так и не облагаемые НДС операции (п. 2 ст. 146, 149 НК РФ).

В этом случае в соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ организации общественного питания следует организовать раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Необходимость ведения раздельного учета связана с тем, что суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления облагаемых НДС операций, принимаются к вычету, а необлагаемых - учитываются в их стоимости.

Обратите внимание, если раздельный учет не ведется, то суммы НДС не только не принимаются к вычету, но и не включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Учетная налоговая политика должна содержать информацию о том, в какой пропорции распределяется входной НДС, если организация общественного питания одновременно осуществляет налогооблагаемые операции и операции, освобожденные от налогообложения. Такая пропорция определяется согласно п. 4 ст. 170 НК РФ.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период, имущественных прав.

Рассчитывать такую пропорцию нужно за квартал, так как налог уплачивается поквартально. Такие же разъяснения по этому поводу дают и налоговые органы в Письме ФНС России от 24.06.2008 N ШС-6-3/450@ "О порядке ведения с 1 января 2008 года раздельного учета НДС".

С фискальными органами согласен и Минфин России, на что указывает Письмо от 26.06.2008 N 03-07-11/237. Исключение составляет лишь случай определения доли НДС, принимаемого к вычету по ОС или НМА, принимаемым на учет в первом или втором месяцах квартала, - в этом случае налогоплательщик вправе использовать пропорцию по итогам месяца приобретения внеоборотного актива.

Пример 1. Организация общественного питания помимо своего обычного вида деятельности реализует продукты питания собственного производства школьной столовой, продажа которых согласно пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС.

За отчетный период выручка от реализации продуктов питания школьной столовой составила 140 000 руб., а выручка от продажи облагаемой продукции - 708 000 руб., в том числе НДС - 108 000 руб. Сумма входного НДС по общим издержкам обращения составила 20 000 руб.

Доля выручки от реализации продуктов питания, не облагаемых НДС, составит:

140 000 руб. / (140 000 руб. + 600 000 руб.) x 100% = 18,91%, а доля выручки облагаемых операций - 81,09%.

Следовательно, сумма НДС в части общих издержек обращения в размере 20 000 руб. x 18,91% = 3782 руб. учитывается в стоимости приобретенных услуг, а величина в размере 20 000 руб. x 81,09% = 16 218 руб. принимается к вычету.

Приобретая активы, организация общественного питания не всегда знает, где и на какие цели они будут израсходованы. В том случае если входной НДС по такому имуществу был принят к вычету, то, например, при использовании этого имущества на непроизводственные цели организация должна будет восстановить суммы налога.

Таким образом, в целях правильности исчисления НДС организации общественного питания очень важно закрепить в учетной политике такие важные моменты:

- организацию и способы ведения раздельного учета;

- способы корректировки ранее зачтенных сумм по НДС.

2. Налог на добавленную стоимость по нормируемым затратам. В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ по расходам, принимаемым в целях налогообложения в пределах норм, НДС принимается к вычету только в пределах таких норм.

Применяя это правило, организация общественного питания должна указать порядок распределения сумм налога по нормируемым расходам (на основании налоговых регистров или по данным бухгалтерского учета).

В частности, в пределах установленных норм принимаются:

- представительские расходы, включаемые в расходы организаций для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот период (п. 2 ст. 264 НК РФ);

- расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Пример 2. Организацией общественного питания в отчетном (налоговом) периоде были осуществлены представительские расходы в размере 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Расходы на оплату труда в этом же периоде составили 300 000 руб.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения по налогу на прибыль представительские расходы принимаются только в пределах 4% от величины расходов на оплату труда, а именно в пределах 12 000 руб. (300 000 руб. - 4%). Оставшаяся сумма представительских расходов признается сверхнормативной и не может быть учтена для целей налогообложения прибыли, на что указывает и п. 42 ст. 270 НК РФ.

Следовательно, сумма НДС, которая может быть принята к вычету, составит у организации всего 2160 руб.

3. Порядок нумерации счетов-фактур. Обратите внимание, вплоть до надлежащего утверждения формы счета-фактуры в учетной политике организации общепита следует привести положение об используемой форме счета-фактуры. Так, организация может закрепить положение о том, что до утверждения Правительством РФ типовой формы счета-фактуры организация использует форму счета-фактуры, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", дополненную обязательным реквизитом "наименование валюты". При этом саму форму счета-фактуры целесообразно привести отдельным приложением к приказу об учетной политике.

Поскольку с 01.10.2011 легализованы корректировочные счета-фактуры, то организация должна предусмотреть и форму такого документа, который будет использоваться до появления утвержденной формы документа.

В отношении налога на прибыль организация общественного питания должна отразить в учетной политике применяемый ею метод учета доходов и расходов.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены два способа признания доходов и расходов:

- метод начисления (ст. ст. 271, 272 НК РФ), которым могут воспользоваться все организации;

- кассовый метод (ст. 273 НК РФ), которым могут пользоваться те организации, у которых в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Пример 3. Выручка организации общественного питания ООО "Карамель" составила:

- за IV квартал 2011 г. - 1 770 000 руб., в том числе НДС - 270 000 руб.;

- за III квартал 2011 г. - 1 357 000 руб., в том числе НДС - 207 000 руб.;

- за II квартал 2011 г. - 944 000 руб., в том числе НДС - 144 000 руб.;

- за I квартал 2011 г. - 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб.

Вправе ли ООО "Карамель" в 2012 г. воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли согласно ст. 273 НК РФ?

В 2011 г. средняя выручка ООО "Карамель" за квартал составила: 987 500 руб. ((1 770 000 руб. - 270 000 руб. + 1 357 000 руб. - 207 000 руб. + 944 000 руб. - 144 000 руб. + 590 000 руб. - 90 000 руб.) / 4 квартала).

Поскольку средняя выручка ООО "Карамель" в размере 987 500 руб. меньше лимита, установленного ст. 273 НК РФ, то организация общественного питания вправе воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли в 2012 г.

В случае превышения предельного размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение налогового периода налогоплательщик, использующий кассовый метод, обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода (года), в котором было допущено превышение, согласно п. 4 ст. 273 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с гл. 25 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения организациям общественного питания целесообразно зафиксировать следующие аспекты своей деятельности:

- формирование первоначальной стоимости ОС, НМА, МПЗ, товаров в целях налогообложения;

- оценку безвозмездно полученного имущества и имущества, получаемого в порядке товарообмена (соответствие рыночным ценам) и порядок установления (подтверждения) этих цен;

- применяемые методы амортизации ОС и НМА (линейный или нелинейный метод, использование права амортизационной премии в части ОС, применение понижающих или повышающих коэффициентов при расчете амортизации и т.д.);

- методы списания МПЗ в производство (в том числе продуктов питания) для целей налогообложения (по себестоимости единицы, по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО);

- оценку товаров и методы их списания;

- оценку возвратных отходов;

- списание и распределение транспортных расходов между стоимостью остатков товаров на складе и реализованных товаров;

- порядок распределения расходов, когда связь между доходами и расходами определяется косвенным путем;

- создание резервов и т.д.

Сравнивая требования к правилам разработки учетной политики в бухгалтерском и налоговом учете, а также сами правила бухгалтерского и налогового учета, можно заметить, что некоторые методы учета, закрепленные в бухгалтерском праве, достаточно схожи с методами налогового учета. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, организации общественного питания по возможности рекомендуется применять одинаковые методы и порядок их применения.

Если же нормы налогового законодательства отличаются от правил бухгалтерского учета, то у организации общепита обязательно появится необходимость применения такого бухгалтерского стандарта, как Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Организация общепита не освобождается от ведения бухгалтерского учета, даже если она применяет такой специальный налоговый режим, как система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, регулируемый нормами гл. 26.3 НК РФ. Поэтому такие организации разрабатывают учетную политику в полном объеме, т.е. по всем видам активов и обязательств с утверждением всех неотъемлемых приложений (перечень самостоятельно разработанных форм первичных учетных документов, рабочий план счетов, график документооборота, сроки инвентаризации, порядок контроля и др.).

В случае применения упрощенной системы налогообложения организации общественного питания пока еще могут составить учетную политику только в части учета объектов ОС и НМА. Представлять в налоговую инспекцию этот документ не нужно, однако проверяющие органы в ходе проверки могут его затребовать (Письмо УМНС России по г. Москве от 26.02.2004 N 21-09/12333). Учитывая, что новый Федеральный закон о бухгалтерском учете одобрен Советом Федерации РФ 29.11.2011 (вступает в силу с 01.01.2013), имеет смысл готовить свою учетную политику на 2012 г. исходя из требований ведения учета в полном объеме.

Помимо изложенного в учетной политике организации общественного питания для бухгалтерского и налогового учета могут быть зафиксированы иные положения, которые организация считает для себя наиболее важными. Например, неурегулированным является вопрос о начислении в бухгалтерском учете сумм возможных штрафных санкций по страховым взносам на обязательные виды социального страхования. Действующие бухгалтерские документы предлагают организациям два возможных варианта их начисления:

- по аналогии с начислением штрафных санкций по налоговым платежам, т.е. с использованием балансового счета 99 "Прибыли и убытки";

- с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В силу наличия двух вариантов учета пеней и штрафов по страховым взносам организация общепита должна выбрать свой способ и закрепить свое решение в учетной политике.

2.1. Нормативные документы. Закон о торговой деятельности

Учет в торговле регулируется следующими нормативными документами:

- Гражданским кодексом РФ (§ 1 - 3 гл. 30);

- Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

- Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";

- Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";

- Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";

- Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";

- Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- Законом РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле";

- Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности";

- ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Закон N 381-ФЗ (далее - Закон о торговой деятельности), вступивший в силу с 1 февраля 2010 г.:

1) устанавливает границы государственного регулирования торговой деятельности, которое заключается:

- в определении требований к организации и осуществлению оптовой и розничной торговли;

- антимонопольном регулировании торговой деятельности;

- информационном обеспечении лиц, участвующих в торговом процессе;

- государственном и муниципальном контроле (надзоре) в области торговли;

2) регулирует отношения между хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), поставляющими товары и осуществляющими торговую деятельность;

3) предусматривает мероприятия, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов населения.

Закон о торговой деятельности не применяется в отношении:

- внешнеторговой деятельности;

- торговли на товарных биржах;

- деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

- купли-продажи ценных бумаг;

- купли-продажи объектов недвижимости;

- купли-продажи продукции производственно-технического назначения (в т.ч. электрической, тепловой энергии и мощности, иных видов энергетических ресурсов).

Статьями 5 и 6 Закона о торговой деятельности определен круг полномочий Правительства РФ, Минпромторга России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Статьей 15 данного Закона установлены антимонопольные требования к перечисленным выше органам государственной власти. В частности, им запрещается:

- создавать региональные (местные) системы качества товаров, не предусмотренные российским законодательством;

- вводить контрольные и разрешительные процедуры для торговых предприятий и поставщиков товаров в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам;

- регулировать цены (за исключением случаев, предусмотренных законодательством);

- вводить ограничения и запреты на продажу отдельных видов товаров;

- препятствовать свободному перемещению товаров между территориями субъектов РФ и муниципальных образований;

- понуждать организации заключать договоры поставки с определенными поставщиками товаров и определенными торговыми предприятиями;

- ограничивать выбор поставщиков товаров и торговых предприятий для заключения с ними договоров поставки;

- ограничивать поставщикам товаров и торговым предприятиям доступ к объектам транспорта и инфраструктуры.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты), осуществляющие торговую деятельность, должны быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о торговой деятельности указанные выше лица самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, включая:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах или вне стационарных торговых объектов, в т.ч. на ярмарках и выставках, развозная, разносная, дистанционная торговля, продажа с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без такового);

4) специализацию торговли (универсальная или специализированная);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный или нестационарный);

6) основания использования имущества для торговой деятельности (право собственности, аренда, лизинг, иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности (за исключением государственных и муниципальных предприятий торговли), включая:

- ассортимент продаваемых товаров;

- режим работы;

- приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

- количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

- способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары (за исключением случаев, когда они регулируются федеральными законами);

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.

В ст. ст. 7 и 12 Закона о торговой деятельности говорится о некоммерческих организациях, созданных хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность (назовем их объединениями торговых предприятий), и некоммерческих организациях, объединяющих хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров (назовем их объединениями поставщиков товаров).

Обратите внимание! В рассматриваемом Законе к поставщикам товаров не относятся производители (изготовители).

Статьей 7 вышеназванного Закона предусмотрено привлечение на добровольной основе объединений торговых предприятий и объединений поставщиков товаров к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговли. Законом о торговой деятельности определены следующие формы такого участия:

- участие в разработке проектов федеральных нормативных актов в области торговли;

- участие в разработке региональных и муниципальных программ развития торговли;

- участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований;

- участие в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований;

- распространение российского и иностранного опыта в области торговой деятельности;

- предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;

- подготовка для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений о совершенствовании торговой деятельности.

Объединения торговых предприятий могут заключать с объединениями поставщиков товаров соглашения в целях формирования принципа добросовестности при заключении между ними договоров, а также исполнении их условий. Указанные соглашения должны заключаться с учетом требований Закона N 135-ФЗ. Об особенностях договоров поставки продовольственных товаров, ценообразовании и антимонопольном регулировании деятельности торговых сетей см. п. п. 2.6 - 2.8 данной главы книги.

Виды административной ответственности за нарушение Закона о торговой деятельности представлены в табл. 18.

Таблица 18

Административная ответственность

за нарушение Закона о торговой деятельности

Виды правонарушений Статья Закона N 381-ФЗ Статья КоАП РФ Размер штрафа, руб.
должностные лица организации
Создание дискриминационных условий, в т.ч. создание препятствий для доступа на товарный рынок и выхода из него пп. 1 п. 1 ст. 13 п. 1 ст. 14.40 20 000 - 40 000 2 000 000 - 5 000 000
Навязывание контрагенту запрещенных законом условий пп. 2 п. 1 ст. 13 п. 2 ст. 14.40 30 000 - 50 000 2 000 000 - 5 000 000
Осуществление деятельности на основе договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии пп. 3 п. 1 ст. 13 п. 3 ст. 14.40 10 000 - 50 000 1 500 000 - 4 500 000
Непредставление запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки, о существенных условиях договора, информации о качестве и безопасности поставляемых товаров п. п. 1, 2 ст. 9 ст. 14.41 20 000 - 40 000 300 000 - 500 000
Включение в цену договора поставки вознаграждения (в размере более 10%) за приобретение определенного количества товаров п. 4 ст. 9 п. 1 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 - 5 000 000
Выплата вознаграждения в связи с приобретением социально значимых товаров п. 5 ст. 9 п. 1 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 - 5 000 000
Включение в цену договора поставки других видов вознаграждения п. 6 ст. 9 п. 2 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 - 5 000 000
Включение в договор поставки сроков оплаты, превышающих сроки, установленные законом п. 7 ст. 9 п. 3 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 - 5 000 000
Установление в договоре поставки запрета на перемену лиц в обязательстве п. 10 ст. 9 п. 4 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 - 5 000 000
Включение в договор поставки условий об оказании торговой организацией услуг по рекламированию товаров, маркетингу, иных услуг по продвижению товаров п. п. 11, 12 ст. 9 п. 5 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 - 5 000 000
Понуждение к заключению договора возмездного оказания услуг по продвижению товаров п. 12 ст. 9 п. 6 ст. 14.42 30 000 - 50 000 3 000 000 - 5 000 000

2.2. Оптовая и розничная торговля

Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в т.ч. для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2 ст. 2 Закона о торговой деятельности).

Предприятие оптовой торговли - торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров (ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения").

По договору розничной купли-продажи продавец передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о торговой деятельности).

Предприятие розничной торговли - торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Для ведения хозяйственной деятельности розничные предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки (ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения").

В налоговом законодательстве для целей обложения ЕНВД определение розничной торговли приведено в ст. 346.27 НК РФ: розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т.ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи, включая реализацию через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах.

Далее следуют исключения, касающиеся отдельных видов товаров, продажа которых населению не относится к розничной торговле, но только для целей исчисления ЕНВД.

2.3. Договор розничной купли-продажи

Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа об оплате товара (чек ККТ, товарный чек, иной документ) (ст. 493 ГК РФ).

Договор розничной купли-продажи с использованием торговых автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для приобретения товаров (п. 2 ст. 498 ГК РФ).

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492 ГК РФ).

Потребитель и продавец при заключении и исполнении публичных договоров обязаны руководствоваться:

- Правилами продажи отдельных видов товаров, Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55;

- Правилами продажи товаров дистанционным способом, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612;

- Правилами продажи товаров по образцам, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918;

- Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569.

Вышеназванные документы приняты в соответствии с Законом N 2300-1.

Кроме того, обязательными для исполнения продавцом розничной торговли являются положения следующих нормативных правовых актов:

- Постановления Правительства РФ от 16.06.1997 N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению";

- Постановления Правительства РФ от 27.12.1996 N 1575 "Об утверждении правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке";

- Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке";

- Постановления Правительства РФ от 13.05.1997 N 575 "Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков";

- Постановления Правительства РФ от 23.04.1997 N 481 "Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний".

2.4. Договор купли-продажи

По договору купли-продажи (ст. 454 ГК РФ) одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Договор купли-продажи может быть заключен в отношении:

- товара, который имеется в наличии у продавца на момент заключения договора;

- товара, который будет приобретен продавцом в будущем.

Условия договора о купле-продаже товара считаются согласованными, если он позволяет определить наименование и количество товара.

По договору купли-продажи продавец обязан:

- передать покупателю товар, предусмотренный договором;

- передать покупателю документы на товар (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, правовыми актами, договором.

Срок исполнения договора продавцом устанавливается в самом договоре. Если он не установлен, обязательство по договору должно быть исполнено в разумный срок.

Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему товара продавцом.

2.5. Договор поставки

Определение договора поставки дано в ст. 506 ГК РФ: по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Договор поставки применяется при приобретении товаров для их промежуточного потребления:

- для дальнейшей переработки (например, мясокомбинат закупает мясо для изготовления колбасных изделий);

- для выполнения работ (ремонтно-строительная организация закупает краску, чтобы производить ремонт помещений, квартир и т.д.);

- для оказания услуг (парикмахерская закупает лак для укладки волос);

- для дальнейшей перепродажи (оптовая организация закупает товар для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, розничный магазин закупает товар для продажи населению).

По данному договору поставляют продукцию собственного производства или товары, приобретенные для перепродажи.

Таким образом, оптовая торговая организация заключает следующие виды договоров поставки:

- с производителями продукции - о ее приобретении для дальнейшей перепродажи;

- с другими оптовыми, снабженческо-сбытовыми, заготовительными организациями - о приобретении товара для последующей перепродажи;

- с другими оптовыми, снабженческо-сбытовыми, заготовительными организациями - о поставке своих товаров, приобретаемых для этой цели;

- с организациями розничной торговли - о поставке товаров;

- с организациями общественного питания, социальной сферы, бюджетными учреждениями (детскими дошкольными, образовательными, медицинскими и т.д.) - о поставке товаров продовольственного и непродовольственного назначения.

Договор может предусматривать поставку товаров в течение всего срока своего действия отдельными партиями. Если сроки (периоды) поставки отдельных партий не определены договором, согласно ст. 508 ГК РФ товары должны поставляться равномерными партиями помесячно.

В договоре может быть предусмотрен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.).

Досрочная поставка товара может производиться только с согласия покупателя.

Статьей 509 ГК РФ предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям. Распоряжение поставщику об отгрузке товаров определенным получателям оформляется специальным документом - отгрузочной разнарядкой. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику стороны указывают в договоре. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки.

Если покупатель в установленный срок не представил поставщику отгрузочную разнарядку, поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки либо потребовать от покупателя оплаты товаров. Поставщик также может потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки.

Договор поставки должен содержать (существенные условия договора):

1) характеристику товара (наименование, марку, тип, размеры, качественные характеристики и т.п.);

2) порядок определения качества поставляемого товара (соответствие стандартам, техническим условиям, техническим регламентам, специальным условиям, техническому описанию, образцам, сертификатам и т.д.);

3) количество поставляемого товара (вес, длина, площадь, объем, штуки, комплекты и пр.);

4) цену товара (указывается в договоре, или оформляется протоколом согласования цены, или указывается в спецификациях). Договором может быть предусмотрено, что протоколы согласования цены или спецификации оформляются перед каждой поставкой товаров и являются неотъемлемыми приложениями договора;

5) порядок изменения и согласования цены товара;

6) порядок расчетов за поставленный товар (предоплата, авансовые платежи, оплата по факту поставки, оплата по факту реализации полученного товара и др.).

Срок оплаты должен быть установлен по правилам ст. ст. 190 - 194 ГК РФ:

- на определенную календарную дату или с указанием на событие, которое должно неизбежно наступить;

- либо по истечении определенного периода времени.

Приведем примеры формулировок условия об оплате.

Пример. Покупатель обязуется оплатить товар до его получения в следующие сроки:

- до 1 мая 2011 г. - 50% цены товара;

- 1 июля 2011 г. - оставшиеся 50%.

Поставка товара осуществляется 1 августа 2011 г.

Пример. Покупатель обязан оплатить товар в срок не позднее семи рабочих дней с момента передачи ему товара и документов, относящихся к нему.

Пример. Покупателю предоставляется рассрочка платежа на срок 50 календарных дней с момента передачи товара. Суммы и сроки платежей, подлежащих уплате в течение указанного периода, согласованы сторонами в графике платежа, прилагающемся к договору.

Пример. Покупатель обязуется уплатить в качестве предоплаты 100% цены товара в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора.

7) вид расчетов (платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, чеками, аккредитивами, наличными денежными средствами, векселями третьих лиц и пр.);

8) сроки и условия поставки (фиксированная дата поставки, период, в течение которого должна быть произведена поставка, график поставок);

9) упаковка и маркировка;

Пример. 1. Товар отгружается в стандартной упаковке с необходимыми маркировками.

2. Маркировка должна быть нанесена четко несмываемой краской и включать следующие сведения: покупатель; договор N ___; позиция N ___; грузополучатель; адрес грузополучателя; место N ___; вес нетто (кг); вес брутто (кг); размер ящика (длина, высота, см); продавец; грузоотправитель.

3. Места, требующие специального обращения, должны иметь специальную маркировку: "Осторожно", "Верх", "Не кантовать", "Утепленный вагон", а также другие необходимые обозначения в зависимости от специфики груза.

Пример. 1. Тара и упаковка товаров должны соответствовать требованиям (указать ГОСТ, стандарт, технические условия, технический регламент и др.).

2. Дополнительные требования к таре (указать какие).

3. Покупатель обязуется возвратить тару в порядке и сроки, предусмотренные (указать наименование документа, определяющего порядок возврата тары).

4. Оплата возвращенной тары производится Поставщиком в порядке оплаты (указать форму расчетов) не позднее __ дней после получения тары.

Пример. 1. Упаковка товара должна обеспечивать его сохранность при транспортировке, хранении и реализации при условии надлежащего с ним обращения.

2. Упаковка товара соответствует (указать стандарт, технические условия).

3. Тара, в которой поставляется товар, является возвратной.

Пример. 1. Продукция (товар) поставляется в таре и упаковке, соответствующих стандартам (техническим условиям), номера и индексы которых указываются в спецификации, при отгрузке продукции (товара) с применением средств пакетирования (в спецконтейнерах, инвентарной таре, с использованием металлических и иных приспособлений для крепления груза).

2. Возврат тары производится в порядке, установленном в приложении N __ к настоящему договору.

3. Оплата возвращенной тары производится Поставщиком в течение __ дней с даты получения тары путем перечисления денежных средств на банковский счет Покупателя.

10) условия приемки товаров:

- сроки;

- место приемки;

- проверка количества, качества, комплектности, ассортимента;

- методы проверки (сплошной или выборочный);

- порядок оформления результатов приемки;

- порядок урегулирования претензий;

- сроки устранения недоделок и замечаний.

Порядок приемки товара может быть установлен сторонами путем:

- согласования ее порядка с помощью нормативных документов;

- разработки сторонами собственных правил;

- установления смешанного порядка;

11) обязанности сторон:

а) поставщика:

- подготовка товаров к поставке (упаковка, затаривание, маркировка);

- оформление сопроводительных товарных и транспортных документов;

- обеспечение качества поставляемого товара;

- своевременное уведомление покупателя о готовности товара к поставке;

- поставка товаров на условиях договора;

- передача товаров покупателю;

- передача сопроводительных документов на товары;

- устранение недостатков товаров, выявленных при приемке товара;

б) покупателя:

- подготовка места для выгрузки товаров;

- создание надлежащих условий для приемки товара после получения уведомления поставщика о его готовности к поставке;

- приемка поставленного товара и сопроводительных документов на условиях, предусмотренных договором;

- составление необходимых документов по результатам приемки товаров;

- оплата поставленных товаров в сроки и на условиях, определенных договором.

2.6. Особенности договора поставки

продовольственных товаров

Согласно п. 9 ст. 2 Закона о торговой деятельности к продовольственным товарам относятся:

- продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в т.ч. детское, диетическое питание);

- бутилированная питьевая вода;

- алкогольная продукция;

- пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

- безалкогольные напитки;

- жевательная резинка;

- пищевые и биологически активные добавки.

Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки регулируются ст. 9 Закона о торговой деятельности.

В частности, п. 7 ст. 9 определены сроки расчетов торговых организаций с поставщиками продовольственных товаров в случаях, когда договор поставки заключен на условиях последующей оплаты:

- продовольственные товары, срок годности которых менее 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

- продовольственные товары, срок годности которых от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее 30 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

- продовольственные товары, срок годности которых свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее 45 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

Указанные сроки обязательны при условии, что поставщик своевременно исполнил обязанность по передаче документов, относящихся к поставке продовольственных товаров, в соответствии с действующим законодательством и договором (п. 8 ст. 9 Закона о торговой деятельности). При несвоевременной передаче документов сроки расчетов увеличиваются на период представления поставщиком документов по запросу торговой организации - покупателя (п. 9 ст. 9 указанного Закона).

Не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по договору поставки продовольственных товаров путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора (п. 10 ст. 9 Закона).

Перемена лиц в обязательстве регулируется положениями гл. 24 ГК РФ, включающей § 1 "Переход прав кредитора к другому лицу" и § 2 "Перевод долга".

Определяя основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу, ст. 382 ГК РФ предусматривает следующее:

- право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к нему на основании закона. Правила о переходе прав кредитора к другому лицу не применяются к регрессным требованиям (п. 1);

- для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2);

- если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск неблагоприятных последствий. В данном случае исполнение обязательства перед первоначальным кредитором признается его исполнением перед надлежащим кредитором (п. 3).

В п. 1 ст. 391 ГК РФ в качестве условия перевода долга предусмотрено согласие кредитора.

2.7. Цена договора поставки продовольственных товаров

Порядок определения цены договора поставки продовольственных товаров регулируется ст. 9 Закона о торговой деятельности.

Цена договора поставки, заключаемого между поставщиком и торговой организацией, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора (п. 3 ст. 9).

Соглашением сторон договора может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого торговой организации поставщиком в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров. При этом размер указанного вознаграждения (п. 4 ст. 9):

- включается в общую цену договора поставки;

- не учитывается при определении цены продовольственных товаров;

- не может превышать 10% цены приобретенных продовольственных товаров.

Указанное вознаграждение исчисляется исходя из установленной договором рыночной цены продовольственных товаров, которая включает соответствующую сумму НДС (см. Письмо Минфина России от 02.04.2010 N 03-07-11/85).

Иные виды вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не могут включаться в цену договора поставки продовольственных товаров (п. 6 ст. 9).

Услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании отдельных договоров возмездного оказания соответствующих услуг (п. 11 ст. 9).

Не допускается включать в договор поставки социально значимых продовольственных товаров условие о вознаграждении в связи с приобретением определенного их количества (п. 5 ст. 9).

Перечень социально значимых продовольственных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 530. Цены на социально значимые продовольственные товары могут регулироваться государством (ст. 8 Закона о торговой деятельности).

2.8. Антимонопольное регулирование торговой деятельности

Антимонопольное регулирование торговой деятельности осуществляется в соответствии со ст. 13 Закона о торговой деятельности, устанавливающей обязанности и запреты для торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров в эти сети.

Для целей Закона о торговой деятельности торговая сеть - это:

- совокупность двух и более торговых объектов, находящихся под общим управлением;

- или совокупность двух и более торговых объектов, использующихся под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Торговым сетям и поставщикам продовольственных товаров запрещено (п. 1 ст. 13):

1) навязывать контрагенту условия (т.е. на принципе добровольности указанные условия могут быть включены в договор поставки продовольственных товаров):

- о внесении поставщиком продовольственных товаров платы за право их поставки в функционирующие или открываемые торговые объекты торговой сети;

- о внесении платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

- о снижении цены поставляемых продовольственных товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит их минимальную цену при продаже торговыми организациями, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о возмещении поставщиком продовольственных товаров убытков в связи с их утратой или повреждением после перехода права собственности на них к торговой организации, за исключением случаев, когда утрата или повреждение произошли по вине поставщика;

- о возмещении затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей их конкретной партии;

- о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, когда их возврат допускается или предусмотрен законодательством (см. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 15.07.2010 N ИА/22313).

Таким образом, сама возможность возврата нереализованных остатков продовольствия теперь прямо предусмотрена Законом о торговой деятельности. В связи с этим, если поставщик продовольственных товаров согласится включить в договор поставки условие о выкупе просроченных товаров, понесенные им расходы на их возврат и уничтожение будут экономически обоснованными и могут быть признаны для целей налогообложения.

Если же расходы на утилизацию или уничтожение просроченного продовольствия несут торговые сети, они вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на стоимость просроченных товаров и затраты на их уничтожение на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ и ст. 13 Закона о торговой деятельности;

2) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. Запрет на использование договоров комиссии распространяется:

а) только на оптовую куплю-продажу продовольственных товаров (соответственно, на оптовую торговлю непродовольственными товарами этот запрет не распространяется);

б) только на следующие сделки конечного поставщика сети:

- закупку товаров для сети у других поставщиков, в т.ч. непосредственно у производителей в качестве комиссионера сети;

- продажу в сеть товаров в качестве комиссионера других поставщиков;

- продажу в сеть товаров, закупленных в качестве комитента через комиссионеров.

2.9. Скидки, бонусы, вознаграждения в торговле

2.9.1. Правовые основы

Порядок предоставления скидок, бонусов, вознаграждений устанавливается договором между поставщиком (продавцом) и покупателем.

Законодательно регулируется только размер вознаграждения, который можно установить в договоре поставки продовольственных товаров.

2.9.2. Налог на прибыль

Согласно пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: