В мировой практике одним из индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум, который используется в государственной социальной политике для определения порога бедности и определения размеров социальных выплат.
В определении сущности и величины прожиточного минимума в международной практике более всего распространен подход, основанный на установлении некоего минимума товаров и услуг, предполагающего удовлетворение минимальных потребностей человека - потребительская корзина. Она делится на продовольственную и непродовольственную части. При этом в большинстве стран на долю продовольственных расходов в прожиточном минимуме приходится от 25 до 50%.
Стоимость потребительской корзины определяется нормативным, статистическим или комбинированным методами. Широко распространена в развитых странах практика определения прожиточного минимума с учетом медианных доходов населения. В большинстве восточноевропейских стран в расчетах используется нормативный метод. В странах СНГ он используется преимущественно и равняется стоимости минимальной потребительскойкорзины.
|
|
Практика убеждает в преимуществах использования комбинированного метода, когда величина прожиточного минимума зависит от норм потребления продуктов питания и установленною соотношения между продовольственными и непродовольственными расходами.
Существовавшее до 2005 года в Казахстане соотношение в прожиточном минимуме между продовольственной и непродовольственной частью - 70 к 30 % - не отвечало реальной структуре расходов населения. Сложилась настоятельная необходимость в принятии новых минимальных норм потребления основных продуктов питания для различных групп населения. Это связано с тем, что действующие минимальные нормыпотребления пищевых продуктов во многом соответствовавшие специфике кризисного периода развития экономики, не отвечают современному представлению о здоровом питании, нынешним реалиям развития экономики, наметившейся тенденции демографической ситуации и уровню насыщенности продовольственного рынка страны основными пищевыми продуктами.
Соотношение в прожиточном минимуме между продовольственной и непродовольственной частью 70 к 30 % с 2006г. изменяется на соотношение 60 к 40%. Второе изменение касается состава продовольственной корзины, который расширяется с учетом рекомендаций ВОЗ по полноценному и сбалансированному питанию. Прежде всего, ассортиментным набором продовольственной корзины, который включает 43 наименования предметов вместо 20. Это позволяет разнообразить суточный рацион питания, существенно увеличить поступление питательных веществ с выраженными полезными свойствами. Причем, для этого не потребуется значительного увеличения семейного бюджета. Достигается, как считают специалисты, сбалансированность по питательным микроэлементам.
|
|
Прожиточный минимум как социальный индикатор, является своеобразной точкой отсчета, его используют для оценки уровня жизни населения и измерения бедности и обоснования минимального размера заработной платы, пенсии и иных базовых социальных выплат.
Поэтому государственные социальные стандарты, начиная с 2006 года, устанавливаются с учетом прожиточного минимума а размеры основных социальных выплат - на уровне не ниже этого минимума.
С принятием новых подходов к определению прожиточного минимума изменится порог бедности. Здесь нужно выделить два фактора. Один из них - оценка уровня жизни населения, то есть определение удельного веса граждан, имеющих уровень жизни ниже прожиточного минимума. По данным статистики, доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума сократилась с 34,5 % в 1998 году, до 16,1 % 2004 году. Второй фактор - это оказание социальной помощи. Все страны, в зависимости от своих возможностей, определяют порог, за которым гражданину, семье оказывают социальную помощь. Так, в Казахстане адресная социальная помощь (АСП) предоставляется семьям, в которых среднедушевой доход ниже черты бедности, установленной в размере 40 процентов от прожиточного минимума.
В соответствии с Законом о государственном пособии семьям, имеющим детей, пособия детям до 18 лет (кроме единовременных пособий на рождение ребенка) предоставляются семьям имеющим 60% от прожиточного минимума.
В Казахстане наблюдается постепенное сокращение бедности с точки зрения дохода. Однако ее уровень все еще остается высоким.
Доля населения, имеющего доходы ниже стоимости продовольственной корзины, сократились с 11,7% в 2000 г. до 4,3% в 2004 г. Величина прожиточного минимума увеличилась с 4007 тенге в месяц (28 долл. США) в 2000 г. до 5427 тенге (40 долл.) в 2004 г.; величина продовольственной корзины - с 2805 тенге (20 долл.) до 3799 тенге (28 долл.) Однако, эти увеличения на 35,4% перекрыты накопленной за эти годы инфляцией (29%), а при измерении в долларовом эквиваленте - дополнительно снижением среднегодового курса доллара на 4,6%. Таким образом, величина прожиточного минимума в 2004 г. достигла отметки нижней черты бедности, измеряемой доходами в 1 доллар в день по критерию ООН, а по продовольственной корзине - нет. По величине среднедушевого денежного дохода (28270 тенге в месяц, или 94,3 долл.) критерий ООН превышен, но упомянутая величина нижесоответствующего повышенного критерия Всемирного банка - 4 долл. в день.
Вместе с тем, согласно Программе дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 годы будут реализованы мероприятия по улучшению жизни населения: увеличение заработной платы, особенно в значительной степени работникам бюджетной сферы и государственным служащим; повышение государственных социальных пособий всем категориям инвалидов и получателям пособий по возрасту; оказание поддержки семьям, потерявшим кормильца; введение дополнительной базовой пенсионной выплаты; повышение специальных государственных пособий многодетным матерям; назначение пособий по уходу за ребенком до 1 года; бесплатное обеспечение лекарствами некоторых категорий детей, подростков, беременных женщин. На сокращение бедности оказывают влияние повышение уровня доходов в сравнении с прожиточным минимумом, сокращение безработицы и оказание достаточной адресной социальной помощи.
Расчеты показывают, что корреляция между соотношением доходов с прожиточным минимумом и бедностью тесная - на уровне 0,9. Для ликвидации бедности необходимо поднимать средний уровень доходов населения.
|
|
Сокращение безработицы также влияет на сокращение бедности. В 2004 г. в Казахстане уровень безработицы сложился в 8,4%. По расчетам сокращение безработицы до уровня 2,8% приводит к практической ликвидации влияния этого фактора на бедность, то есть значимость этого показателя постепенно снижается. Одновременно повышается роль оплаты труда: основной причиной бедности является низкая оплата труда, на втором месте - отсутствие работы.
Постоянное отслеживание причин бедности и оценка влияния отдельных факторов на ее сокращение позволит сделать этот процесс управляемым и обеспечит достижение постатейных целей по сокращению бедности в стране.
В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена. В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм.
В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения в ежегодно принимаемом законе «О республиканском бюджете» устанавливается минимальный размер заработной платы и минимальный размер пенсии. Предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума.
Реальное значение минимальных показателей из-за инфляции постоянно падает. Правительство Казахстана, стремясь несколько оградить минимальную оплату от обесценивания, периодически увеличивает ее размеры.
Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5 - 2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях.
Региональные органы, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку, исходя из размеров своего бюджета.