Ответ
Цена — это сумма, которую должен уплатить покупатель, приобретая товар. В эту сумму включаются издержки, косвенные налоги и прибыль, которую предприятие рассчитывает получить в результате реализации товара.
Цена является одним из наиболее важных инструментов маркетинга, воздействующих на покупательский спрос. Кроме того, цена является индикатором рыночной ситуации.
Ценообразование — процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Методы расчета цены
Определение цены на основе затрат. Затраты являются отправной точкой для расчета продажной цены.
Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль». При расчете продажной цены к себестоимости производства и реализации продукции прибавляется стандартная наценка.
Достоинства этого метода: он прост и доступен, так как производитель (продавец) хорошо осведомлен о своих издержках. Если этот метод используют конкуренты, то ценовая конкуренция будет минимальна (так как цены, скорее всего, будут близки). У этого метода есть очень существенные недостатки: он не учитывает уровня спроса, особенностей конкуренции и других факторов.
|
|
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод предполагает установление цены на таком уровне, чтобы выручка от реализации товара покрывала затраты на его производство и обеспечивала 1елевую прибыль.
Этот способ определения цены дает ответы на вопросы, какова должна быть цена и каков должен быть объем производства при сложившемся на рынке уровне цен, чтобы покрыть затраты. Для этого определяется «точка безубыточности» (порог рентабельности) — это минимально возможный объем продаж, который обеспечит безубыточность. Его подсчитывают по формуле:
П = Пост. изд. / (Ц - Пер. изд.), где
П — минимально возможный объем продаж;
Пост. изд. — постоянные издержки. Постоянные издержки — это издержки, величина которых не зависит от объема производства. Например, стоимость аренды производственных помещений (предприятие вносит арендную плату независимо от того, 5 или 500 изделий оно выпускает за определенный период времени).
Пер. изд. —- переменные издержки (их величина зависит от объема производства). К переменным издержкам относятся затраты на материалы, оплата труда работников (при сдельной форме) и т. д.
Ц — техническая цена (цена, которая обеспечивает покрытие затрат на производство товара). Техническая цена рассчитывается как сумма постоянных и переменных издержек.
Расчет цены на основе измерения ощущаемой ценности товара. Цена рассчитывается исходя из потребительского восприятия товара, так чтобы она соответствовала его ощущаемой ценностной значимости.
|
|
Потребители выделяют важнейшие характеристики товара, оценивают их важность (распределяя 100 баллов между характеристиками) и степень воплощения (например, по пятибалльной шкале).
Каждый товар рассматривается как совокупность свойств (характеристик), и для каждого товара суммируются произведения оценок важности характеристики и ее воплощения. Эти 111 значения преобразуются в индексы по отношению к среднему значению (для каждого товара). Умножая полученные индексы на среднюю цену для данного рынка, получим цену, рассчитываем нa основе измерения воспринимаемой ценности.
Если воспринимаемая ценность товара ниже средней, то цена на этот товар должна быть меньше, чем цена на товары конкурентов, иначе производитель не сможет продать свой тиар.
Установление цены, сориентированной на цены конкурентов. Устанавливая цену на свой товар, предприятие отталкивается от цен на товары конкурентов, а не от собственных издержек или спроса. Цена может быть выше, ниже или такой же, как у конкурента.
В условиях чистой конкуренции, когда ни один продавец не в состоянии оказать заметного влияния на формирование цены спроса, равновесная цена определяется совокупным спросом и совокупным предложением товара на рынке. Назначение цены выше рыночной может привести к потере сбыта, установление цены ниже рыночной нецелесообразно с точки прения получения прибыли, так как предприятие сможет продать свою продукцию и по рыночной цене.
В условиях олигополии, когда предприятия очень чутко реагируют на стратегию и действия конкурентов, изменение пены одним из олигополистов приведет к изменению положения его конкурентов. Ответные действия часто приводят к «ценовым войнам».
11ри монополистической конкуренции сделки совершаются не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Ключевая конкурентная особенность такого рынка — отсутствие широко известных лидеров, оказывающих существенное влияние на развитие условий и тенденций в отрасли. Предлагаемые товары отличаются не только ценой, но и качеством, дизайном и т. д. Такой тип конкуренции позволяет предприя-1н к > маневрировать ценой для достижения своих целей.
Агрегатный метод ценообразования. Цена определяется суммированием цен на отдельные конструктивные элементы товара. Например, цена мебельного гарнитура рассчитывается как сумма цен входящих в него предметов. Этот метод очень прост, но ошибка в определении цен на составляющие элементы может привести к потерям.
Установление цены на аукционах. Предлагая товары по определенной цене на закрытых торгах, предприятие учитывает не только свои затраты и предполагаемую прибыль, но и цену, которую могут назначить конкуренты.
ВОПРОС 31: