Стратегия «снятия сливок» подразумевает кратковременное конъюнктурное завышение цен с целью максимизации прибыли. Предприятие изначально устанавливает на товар максимальную цену. На этом этапе товар покупают «новаторы» — те, у кого очень велика тяга ко всему новому, и потребители с высокими доходами. Постепенно снижая цены, предприятие увеличивает рыночную долю, товар начинают приобретать «ранние последователи» и «раннее большинство», а также потребители, чутко реагирующие на изменение цены. Прибыль достигается не только за счет завышенной цены (как на первом этапе), но и путем увеличения объема продаж.
Стратегия проникновения на рынок. Эта стратегия предусматривает продажу товара по относительно низким ценам для привлечения большего числа покупателей и завоевания большего сегмента рынка. Предприятие получает прибыль за счет увеличения объема продаж.
Стратегия «ценовой дискриминации» предусматривает продажу одного и того же товара нескольким сегментам по разным ценам. Эта стратегия учитывает различия потребителей (сегменты различаются интенсивностью спроса).
Выбирается метод ценообразования и устанавливается окончательная цена.
Установление цен со скидками или наценками. Практическая реализация ценовой стратегии требует систематической «настройки» цен, учитывающей изменение в издержках, соотношении спроса и предложения, конкуренции т.д.
Приспособление цен происходит через установление скидок, компенсаций, бонусов и т. д. Использование скидок за платеж наличными позволяет повысить ликвидность активов предприятия. Скидка за количество закупаемого товара предоставляется покупателю, приобретающему определенное (достаточно большое) количество товара.
Бонус — это разновидность количественных скидок, предоставляемая покупателю за все произведенные закупки в течение какого-то периода. Функциональные скидки — это возмещение услуг по привлечению покупателей, предлагаемое службам товародвижения.
Дилерские скидки предоставляются дилерам для покрытия их расходов на рекламу и поддержание сбыта товара, за работу с новым товаром и т. д.
При формировании ценовой политики важно.иметь в виду, что ценовая политика — развивающийся процесс, надо учитывать постоянно меняющееся конкурентное окружение, потребности клиентов и т. д.
ВОПРОС 28
ЦЕНА И ФАКТОРЫ ЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Ответ
Цена — это сумма, которую должен заплатить покупатель, приобретая товар. В эту сумму включаются издержки, косвенные налоги и прибыль, которую предприятие рассчитывает получить в результате реализации товара.
Ценообразование — это процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Цена — один из наиболее важных инструментов маркетинга, воздействующих на покупательский спрос. Кроме того, цена является индикатором рыночной ситуации.