Ответ
Цена — это сумма, которую должен уплатить покупатель, приобретая товар. Цена является одним из наиболее важных инструментов маркетинга, воздействующих на покупательский спрос.
Ценообразование — процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Практическая реализация ценовой стратегии требует систематической «настройки» цен, учитывающей изменение в издержках, соотношении спроса и предложения, конкуренции т.д. Гибкость цен достигается с помощью скидок, наценок, компенсаций, бонусов и т. д.
Скидки играют большую роль в стимулировании сбыта, особенно когда речь идет об эластичном спросе, однако чем чаще на определенном рынке применяются скидки и чем они однообразнее, тем меньшее воздействие на покупателей они оказывают.
Виды скидок
Скидки за платеж наличными. Использование таких скидок позволяет повысить ликвидность активов предприятия. Такая скидка означает, что, оплачивая товар наличными деньгами, покупатель вправе заплатить более низкую цену. Обычно такая скидка выражается в процентах к стоимости покупки.
Для России применение таких скидок не имеет смысла, гак как именно наличные платежи (в розничных магазинах) являются наиболее распространенным способом оплаты. Однако с развитием системы электронных платежей использование таких скидок может стать оправданным.
'* Скидка за количество закупаемого товара предоставляется покупателю, приобретающему определенное (достаточно большое) количество товара.
Для продавца большой объем продажи означает экономию на затратах (например, оплате аренды склада, оформлении заказа и т. д.) и рост объема продаж. Скидка за количество закупаемого товара представляет собой определенную долю, выраженную в процентах, вычитаемую из общей стоимости покупки.
Бонус — это разновидность количественных скидок, предоставляемая покупателю за все произведенные закупки в течение периода времени.
Бонусные скидки предоставляют постоянным покупателям, если они за определенный период приобретают обусловленное количество товара. Бонусы стимулируют покупателя приобретать товар у одного продавца, концентрируя заказы и мешая конкурентам «переманивать» клиентов.
Функциональные скидки — это возмещение услуг по привлечению покупателей, предлагаемое службам товародвижения. Дилерские скидки предоставляются дилерам для покрытия их расходов на рекламу и поддержание сбыта товара, за работу с новым товаром и т. д.
Сезонные скидки — это снижение цены на сезонный товар для покупателя, осуществляющего покупку вне сезона использования этого товара (когда использование этого товара не имеет смысла, например, скидки на зимнюю одежду предоставляются весной и летом). Сезонные скидки могут позволить предприятию поддерживать уровень производства товара в течение всего года на приемлемом уровне.
Зачеты. Часто в практике используются товарообменные зачеты — это уменьшение цены нового товара при условии возврата старого.
Специальные скидки предлагаются тем покупателям, в которых фирма особенно заинтересована. Как правило, это крупные оптовые организации или предприятия, у которых сложились особые доверительные отношения с продавцом. Обычно скидки такого рода являются коммерческой тайной.
Надбавка к цене может быть установлена в случае, если заказ или покупка меньше приемлемого для продавца объема. Другим вариантом решения этой проблемы является установление минимальной величины заказа.
ВОПРОС 32