Гюстав Лебон в своей книге "Психология народов и масс" отмечает: "Судьба народов определяется их характером, а никак не правительствами". Согласны ли вы с этим суждением? Аргументируйте свою позицию по данному вопросу.
Логические задания
1. Почему в социологии наряду с понятием "социальная общность" существует понятие "социальная группа"?
2. Можно ли считать реальной группой:
1) людей, которые стоят в очереди в кондитерский отдел;
2) группу молодежи, собравшуюся на вечеринку в молодежном клубе;
3) студенческую группу;
4) фанатов футбольного клуба "Спартак";
5) представителей одной национальности.
3. 3. Какие потребности личности удовлетворяет ее принадлежность к группе?
4. 4. Какие факторы способствуют повышению эффективности групповой деятельности?
Тест
Социальная группа - это:
а) ряд людей, которые взаимодействуют друг с другом, ощущают свою
принадлежность к группе и воспринимаются другими, как члены
данной группы;
б) совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетво
рения определенной социальной потребности;
в) система отношений, объединяющих некоторое множество людей
для достижения определенной цели.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.
2. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.
3. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. - Л., 1990.
4. Миллз Т.М. О социологии малых групп/Американская социология. - М., 1972.
5. Социология молодежи. /Под ред. В.Т Лисовского. - М., 1998.
6. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход/ Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.
Тема 7. Социальные институты
1. Понятие социального института.
2. Типология и функции социальных институтов.
3. Семья как социальный институт.
Основные понятия: социальный институт, институционализация, явная функция, латентная функция, специфическая функция, неспецифическая функция, семья, брак, семейно-брачные отношения, демографическая политика.
Темы докладов
• Роль социальных институтов в поддержании стабильности общества.
• Характеристика основных социальных институтов России.
• Тенденции развития современной семьи.
• Феминизм и традиционные семейные ценности.
Проблема для дискуссии
Беседы со студентами, у которых распались семьи, выявили такую причину разводов: "Оказалось, что он (она) не соответствуют моему иде-
алу". Что порождает такое несоответствие - легкомысленное отношение к браку или особые обстоятельства студенческой жизни?