Модели организационного поведения

Взаимодействие людей в организации описывается определенными законами, которые образуют модель организационного поведения (МОП) – модель (система) управления персоналом (СУП)1.

Чаще всего рассматриваются 5 моделей организационного поведения:

· авторитарная;

· коллегиальная («Мы посовещались, и я решил»);

· поддерживающая (разделение ответственности);

· патерналистская (опека) ;

· развивающая (партнерство).

Следующие факторы влияют на выбор модели управления персоналом:

1) корпоративная стратегия управления;

2) степень турбулентности внешней среды. Мы называем турбулентной внешнюю среду, в которой быстро растут непредсказуемость информационных потоков и скорости информационных потоков;

3) сила власти (зависит от коммуникаций, наличия органов самоуправления и слабых людей в управлении или слабой системы управления персоналом);

4) избыток информации. Системы управления по-разному реагируют на количество информации;

5) состояние мотивации.

Т а б л и ц а 3

Матрица распределения МОП в зависимости от степени турбулентности бизнес-среды

Предсказуемость изменения среды Скорость изменения среды
высокая низкая
высокая Поддерживающая Авторитарная (конвейерное пр-во)
низкая Развивающая Коллегиальная модель

Рассмотрим подробнее характеристики различных моделей организа-ционного поведения.1

Т а б л и ц а 4

Характеристики различных МОП

Параметр Свойства параметра
1. Авторитарная модель
1. Цель Упорядочение, стандартизация, упорядочение процессов
2. Форма Бюрократия
3. Движущая сила Прямое силовое воздействие
4. Устремления управляющего блока Упорядочение, стандартизация, управляемость, концентрация ресурсов, администрирование
5. Устремления людей организации уверенность в завтрашнем дне, стабильный невысокий доход, понятные и простые обязанности, место в системе, защищенность
6. Морально-психологический климат Холодный, формализованный, с элементами манипуляций, психологическая зависимость от руководства, ситуационные эмоции
7. Ответственность Должна находиться наверху системы, в управленческом блоке, чаще всего - распыляется
8. Права Находятся наверху системы, у остальных - минимально равные, полномочия линейные
9. Власть в целом Распределена неравномерно, каждый элемент старается ее получить; авторитарна, директивна; подавляет; жесткая иерархия; единоначалие и под ответственность
10. Способ выработки решений Может быть как интуитивным, так и формально-логическим
11. Способ принятия решений Индивидуальный у руководства, соглашательство и исполнение для всех остальных; сужен диапазон альтернатив для окончательной выработки решений
12. Инициатива и инновации Не поддерживаются, т.к. мешают упорядоченности
13. Коммуникации Односторонние сверху вниз, жесткие, формализованные, отсутствует обратная связь
14. Стиль управления Командно-авторитарный, автократический, не предусматривающий никакого участия работников в управлении
15. Система управления Жесткая формализованная иерархия, власть должности

П р о д о л ж е н и е т а б л. 4

Параметр Свойства параметра
16. Контроль Жесткий на протяжении всего процесса труда, скрупулезный
17. Мотивация людей в организации Страх, власть, голод; наказание для всех, поощрение – для избранных
18. Открытость – закрытость системы Система скорее закрыта, чем открыта
19. Сильные стороны модели Высокая скорость принятия решений; высокая управляемость, экономия времени на все воздействия на систему, простые решения, возможность концентрации ресурсов
20. Слабые стороны модели Стандартность операций, неадаптивность, невозможность развиваться, боязнь ответственности, затраты на системы власти и контроля, отсутствие сильной материальной и нематериальной мотивации
21. Разделение труда Узкоспециальное
22. Качество и характеристики информации Формализованная информация содержит только факты
23. Фазы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно Выживание, зрелость (стагнация), системный кризис
2. Коллегиальная модель (участие)
1. Цель Активировать людей в авторитарной системе, использовать их потенциал для достижения целей организации, сохраняя управляемость
2. Форма Авторитарная по смыслу, функциональная по форме, партиципативная по типу системы управления
3. Движущая сила Прямое силовое воздействие; мотивация (ограниченно); косвенное силовое воздействие в форме социального давления и контроля, манипуляций и психологических игр как со стороны руководства, так и со стороны сотрудников организации
4. Устремления управляющего блока Как и в авторитарной модели плюс лояльность и преданность, нахождение трудовых ресурсов внутри системы постоянно, использование потенциала людей для выработки решений, активация высших потребностей человека (кроме власти)
5. Устремления людей организации Уверенность в завтрашнем дне, стабильный высокий доход, отсутствие масштабных обязанностей, место в системе, другие гарантии, защищенность, доступ к ресурсам для всех при условии выполнения правил системы; возможность ограниченного творчества и развития себя
6. Морально-психологический климат Теплый, большое количество слухов и сплетен, соблюдение равенства в доступе к руководству; при этом – коллектив единомышленников под эгидой носителя идей сочетается с жестким управлением сверху в целях организации
7. Ответственность Должна находиться на каждом рабочем месте системы; на самом деле – распыляется
8. Права Равные возможности у всех, поддерживается социальный пакет; полномочия линейные
9. Власть в целом Распределена неравномерно, сконцентрирована наверху; сотрудники выполняют экспертные функции советников по важным вопросам, отвечая за собственное рабочее место
10. Способ выработки решений Формально-логический

П р о д о л ж е н и е т а б л. 4

Параметр Свойства параметра
11. Способ принятия решений Коллегиальный (собрания и совещания), можно увязнуть в бесконечном обсуждении проблем
12. Инициатива и инновации Поддерживаются, если одобрены коллективом и в меру ресурсов системы и ее упорядоченного существования
13. Коммуникации Многосторонние, слухи и сплетни; управляемые, с обратной связью; хорошая циркуляция информации
14. Стиль управления На поверхности – авторитарный, декларативный, фактически – партиципативная система
15. Система управления Иерархия в сочетании с властью экспертной, коллегиальными элементами и частичной партиципативностью
16. Контроль Жесткий, присущий авторитарной модели
17. Мотивация людей в организации Уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом; коллективизм, спаянность; частичное творчество, причастность, нужность, защищенность; главное – общение, статус в коллективе
18. Открытость - закрытость системы Система открыта
19. Сильные стороны модели Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью, внутреннее тепло и защищенность опеки, ограниченные возможности развития и трансформации за счет использования потенциала людей
20. Слабые стороны модели Сложность в управлении и формировании многослойной идеологии, уходит человеческий капитал
21. Разделение труда Гибрид функционального и узкоспециального
22. Качество и характеристики информации Среднее качество информации (недостаточное для системы), суждения, оценки, слухи, сплетни
23. Фазы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно Захват рынка, зрелость – как заменитель бюрократии
3. Патерналистская модель (опека)
1. Цель Привязать элементы системы к своему месту надолго – аналог пожизненного найма по-японски
2. Форма Бюрократия – наиболее яркая, любая форма (организационная мимикрия)
3. Движущая сила Косвенное силовое воздействие в форме социального давления и контроля, манипуляций и психологических игр как со стороны руководства, так и со стороны сотрудников
4. Устремления управляющего блока Как и в авторитарной модели плюс лояльность и преданность, нахождение трудовых ресурсов внутри системы постоянно
5. Устремления людей организации Уверенность в завтрашнем дне, стабильный высокий доход, отсутствие обязанностей, место в системе, другие гарантии, защищенность, доступ к ресурсам для всех равный
6. Морально-психологический климат Теплый, большое количество слухов и сплетен, соблюдение равенства в «проедании» ресурсов, слежка за своими, стукачество, подсидка
7. Ответственность Должна находиться наверху системы в управленческом блоке; на самом деле – полностью распыляется
8. Права Равные у всех права, возникает социальный пакет; полномочия линейные

П р о д о л ж е н и е т а б л. 4

Параметр Свойства параметра
9. Власть в целом Распределена равномерно, каждый элемент старается от нее избавиться; безответственность, фактически власть отсутствует
10. Способ выработки решений Выработка решения отсутствует
11. Способ принятия решений «Забалтывание»
12. Инициатива и инновации Наказуемы, т.к. заставляют напрягаться и изменяют систему равноправного проедания ресурсов системы
13. Коммуникации Многосторонние, фамильярные, несистематические, слухи и сплетни
14. Стиль управления На поверхности – авторитарный, фактически – либерализм
15. Система управления Слабая иерархия, власть должности; идеология – «коммунистическая» (от каждого - по способности, каждому – по труду)
16. Контроль Разрушен
17. Мотивация людей в организации Разрушена, безделье, доступ к ресурсам, уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом; коллективизм, спаянность
18. Открытость - закрытость системы Система закрыта, чужих не принимает
19. Сильные стороны модели Нет для бизнеса и деятельности вообще; для персонала – социальная защищенность (собес в исполнении организации)
20. Слабые стороны модели Полная недееспособность
21. Разделение труда Отсутствует
22. Качество и характеристики информации Низкое качество информации, суждения, слухи и сплетни
23. Фазы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно Ни при каких условиях
4. Поддерживающая модель
1. Цель Получение среднего достаточного качества, такой же инициативы, дисциплины и возможностей развития
2. Форма Функциональная
3. Движущая сила Мотивация, экспертная власть, основанная на разумной вере в профессионала
4. Устремления управляющего блока Развитие системы в соответствии с вызовами внешней среды, сохранение динамической стабильности и способностей к выживанию системы
5. Устремления людей организации Развитие профессионализма, получение краткосрочного значимого материального результата, удовлетворение потребностей по эго-модели
6. Морально-психологический климат Предпринимательский: ценится инициатива, находчивость, энергия, индивидуальный результат; улучшается за счет участия в управлении
7. Ответственность Должна находиться на каждом рабочем месте системы; рождается ответственность у персонала за конечный результат; персонал готов брать на себя частичную ответственность за общий результат и более полную – за свое рабочее место

П р о д о л ж е н и е т а б л. 4

Параметр Свойства параметра
8. Права У всех – равные возможности, не поддерживается социальный пакет; полномочия штабные
9. Власть в целом Распределена относительно равномерно – в соответствии с решаемыми задачами; возникает делегирование полномочий; снижается координация действий
10. Способ выработки решений Выработка решений интуитивная и формально-логическая
11. Способ принятия решений Индивидуальный в основном, творческий коллективный, иногда – коллегиальный
12. Инициатива и инновации Поддерживаются, если приносят ощутимый краткосрочный результат
13. Коммуникации Многосторонние, с обратной связью; хорошая циркуляция информации; оперируют в основном фактами
14. Стиль управления Демократический
15. Система управления Иерархия в сочетании с властью экспертной, коллегиальными элементами и партиципативностью – развитые штабные полномочия и делегирование
16. Контроль Гибкий, текущий, возникает режим мониторинга
17. Мотивация людей в организации Весь диапазон мотиваторов от высших до низших; появляется самореализация
18. Открытость - закрытость системы Система открыта, имеются предпосылки к корпоративному мышлению
19. Сильные стороны модели Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью, опекой, коллегиальной моделью; большие возможности развития; возможность привлечения большого количества людей с развитой мотивацией; возможность использования человеческого потенциала в большей степени, чем в других моделях
20. Слабые стороны модели Сложность в управлении и формировании системной мотивации, руководителю необходимо быть харизматической личностью и профессионалом, необходимы гибкий контроль и мониторинг, возрастают затраты на формирование и поддержание работоспособности системы; необходима нематериальная мотивация и сложное системное управление
21. Разделение труда Гибрид функционального и узкоспециального, тяготеет к широкой специализации, но не универсальное
22. Качество и характеристики информации Среднее достаточное качество информации (недостаточное для системы), суждения, оценки, слухи и сплетни
23. Фазы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно Захват рынка, зрелость – как заменитель бюрократии
5. Развивающая модель (партнерство)
1. Цель Развитие бизнеса за счет развития личности
2. Форма Адаптивные структуры (органические) – команда
3. Движущая сила Творчество
4. Устремления управляющего блока Развитие системы: динамическая стабильность; способность к выживанию системы; конкурентные преимущества (прорывы)
5. Устремления людей организации Метамотиваторы (развитие, путь, цель, процесс, достижение, спасение, патриотизм, помощь, создание и др.)

О к о н ч а н и е т а б л. 4

Параметр Свойства параметра
6. Морально-психологический климат Гармония: полное отсутствие конкуренции внутри, возможны трения с материнской организацией, необходима малочисленность
7. Ответственность Вся полнота ответственности за конечный результат передается от человека к человеку в организации на основе профессионализма и потенциала – способности эффективно достичь поставленной цели
8. Права У всех – равные полномочия (органическая власть)
9. Власть в целом Распределена относительно равномерно, перетекает, координация находится в режиме «автоподстройки» система самообучающаяся
10. Способ выработки решений Интуитивный, работают креативные способности, формально-логическая обработка информации и реализация решения
11. Способ принятия решений Индивидуальный в основном, творческий коллективный, иногда – коллегиальный; сферы ответственности разделены, но у всех – универсальный характер деятельности (коммуникативная деятельность)
12. Инициатива и инновации Развивается
13. Коммуникации Многосторонние, с обратной связью, хорошая циркуляция информации; оперируют в основном с фактами; единое информационное поле
14. Стиль управления Единство, ценность личности, равный «профессионализм», стиль «невмешательство»
15. Система управления Горизонтальная одноуровневая
16. Контроль Жесткий контроль за результатами труда и мониторинг за всеми остальными 9 целями, ценностями и методами достижения целей
17. Мотивация людей в организации Весь диапазон мотиваторов от высших до низших; появляется самореализация в широком понимании
18. Открытость - закрытость системы Система закрыта; имеются предпосылки к антикорпоративному мышлению при несовпадении целей команды с целями материнской организации
19. Сильные стороны модели Максимальная эффективность в динамичных и непредсказуемых условиях, адаптивность, гибкость и нестандартность решений; мощный синергетический эффект
20. Слабые стороны модели Сложность в управлении и формировании, руководителю необходимо быть суперпрофессионалом, необходимы жесткий контроль и мониторинг, возрастают затраты на формирование и поддержание работоспособности системы; необходима нематериальная мотивация и сложное системное управление целями и ценностями
21. Разделение труда Гибрид функционального и узкоспециального, тяготеет к широкой специализации, но не универсальное
22. Качество и характеристики информации Среднее достаточное качество информации (недостаточное для системы), суждения, слухи и сплетни
23. Фазы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно Эмбриональная, выживание, системный кризис – как заменитель авторитарной формы организации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: