ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................................................... 156
ИСТОРИЯ ВОПРОСА............................................................................................................... 156
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ.................................................................................................. 157
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ...................................... 160
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ
В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.......................................................................................... 162
ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.................................................... 164
ИТОГИ ВОЗРАСТА......................................................................................................................... 168
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 170
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА....................................... 174
ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 178
РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ........................................................................... 179
РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ................................................................. 181
|
|
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ............................................................... 181
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ............................................................................................................... 182
АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА......................................................................................................... 182
Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти............................ 183
РАЗВИТИЕ РЕЧИ....................................................................................................................... 184
ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ... 184
Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим
обобщением языковых фактов...................................................................................... 185
Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием
у него логического мышления....................................................................................... 186
Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом
изучения языка................................................................................................................ 186
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ................................................................................... 186
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ....................................................................................................... 187
ТЕОРИЯ ПИАЖЕ: 4 СТАДИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ.... 188
ТЕОРИЯ ГАЛЬПЕРИНА: 5 ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ... 189
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ........................................................... 190
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ........................................................................................... 190
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ............................................................................................... 191
Стадии развития воображения.......................................................................................... 191
Аффективная функция воображения........................................................................... 192
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ......................................................................................................... 192
|
|
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.................................... 193
РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 194
ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 195
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ................................ 195
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ......................................................................... 196
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА....................................................................................... 197
МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА..................................................................................................... 197
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ........................................................................ 198
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ......................................................................................................... 198
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ............................................................................... 199
0ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЮШШШШШЯЯШШШ СОДЕРЖАНИЕ ■
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ............................................................................... 200
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.................................................................................... 202
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.................................................................................... 203
СТРАХИ............................................................................................................................... 203
РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 204
ГЛАВА 4. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 206
КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК: ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, УВАЖЕНИИ............................ 207
ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ.................................................................................................... 208
ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ.............................................................................................. 208
ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ....................................................................................................... 208
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ............................................................................................... 209
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ.................................................................................................... 211
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ................................... 211
ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ............................... 212
ИГРА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ............................................................ 212
ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ........ 213
РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОПЫТСТВА.............................................. 214
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 215
ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ.............................................................................. 216
РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ......................................................... 218
ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА....................... 218
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА........................................ 219
Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА В ИГРАХ РЕБЕНКА............................................................... 220
Я-ОБРАЗ И ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА............................................................................. 221
ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ........................................................................... 222
ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ................................................................... 223
Я-ОБРАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ............................................................................ 224
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СВЯЗЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И Я-ОБРАЗА 224
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 225
ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................ 227
РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ............................ 228
РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА».............................................................................................. 229
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ........................................................................ 230
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ..................................................... 230
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................................................. 231
СОСТАВ ГРУППЫ............................................................................................................. 232
СТАТУС................................................................................................................................... 232
|
|
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................... 233
РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ............................................................................................ 234
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ............. 234
УСВОЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ............................................................. 234
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 235
ИТОГИ ВОЗРАСТА......................................................................................................................... 236
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10 ■ СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 242
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ........................................................................... 242
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ........................................................................................................ 243
КОНСЕРВАЦИЯ..................................................................................................................... 244
КЛАССИФИКАЦИЯ........................................................................................................... 245
СЕРИАЦИЯ.......................................................................................................................... 245
ТРАНЗИТИВНОСТЬ........................................................................................................... 246
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ................................................................... 247
РАЗВИТИЕ РЕЧИ....................................................................................................................... 247
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ................................................................. 249
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ............................................................................................... 249
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ........................................................................................... 250
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.......................................................................................................... 251
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ............................................................................................................... 252
ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ................................................ 254
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ............................................................ 254
ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ............................................................................... 255
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 256
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 257
|
|
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ........................................................................................ 257
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ............................. 258
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ........................................... 260
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ............................................................... 260
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ...................................................................... 261
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ.......................................................................................................... 262
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.. 264
РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 265
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 267
МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ...................................................................................................... 267
МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ........................................................... 268
МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.......................................................... 269
ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА.............. 270
ЭМПАТИЯ............................................................................................................................... 271
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................ 271
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ.......................................................................................... 272
Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника........................... 273
СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ................................................................................................... 274
Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником»............................................. 274
Мотив хорошей отметки................................................................................................. 274
Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству
и признанию сверстниками............................................................................................. 275
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАПРЕТНОГО.......................... 275
ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ......................................................... 277
РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 277
СОДЕРЖАНИЕ ■ 11
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................ 279
Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ................................................................................ 280
ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ........................................................................................ 281
РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ................................................................................................. 282
СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО
И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ................................................... 284
ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА............................................................................. 285
САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ............................................ 286
Система традиционного школьного обучения и самооценка........................... 288
Формирование заниженной самооценки............................................................. 288
Возрастные особенности взаимовлияния самооценки и успеваемости
ребенка........................................................................................................................... 290
ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ.................................................................... 291
Коррекция неуспеваемости..................................................................................... 293
НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ................................................................................................ 293
ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ
ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА........................................................................................ 293
РЕЗЮМЕ.................................................................................................................................... 295
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ................................................................. 296
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................... 296
ВЕДУГЦАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................................................................... 296
Структура учебной деятельности......................................................................... 297
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ...................................................................................................... 298
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА............................................................... 299
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ........................................................................................ 300
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ................................................................... 300
ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ........................................................................................................ 300
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ............................................................................................................ 301
ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ............................................................................... 302
Лидерство...................................................................................................................... 302
Дружба........................................................................................................................... 303
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ............................................................................................................. 304
РЕЗЮМЕ.................................................................................................................................... 304
ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ................................................................................................ 305
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ...................................... 306
АГРЕССИВНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ.................. 309
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ................................. 310
ИТОГИ ВОЗРАСТА...................................................................................................................... 313
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................... 315
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ................................................................... 319
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ........................................................................................... 319
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ......................................................................................................... 319
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................ 321
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ......................................... 323
12 ■ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ........................................................... 324
ПИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ............................................................... 324
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ............................................................................................ 326
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ................................................... 326
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ..................................................... 328
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.................... 328
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.... 330
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.................................................... 331
РЕЗЮМЕ.................................................................................................................................... 334
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.......................................................................................... 335
ЭМОЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.................................................................... 335
«ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС» ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.................................................... 336
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................. 337
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ................................................. 338
ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ........................................................... 338
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОЙ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ........................ 339
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ................. 340
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ............................................................. 343
РЕЗЮМЕ.................................................................................................................................... 343
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА................................................................................ 345
МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ........................................................................................................ 346
ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ГРУППЕ.................................................................. 346
ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУЖБЕ...................................................................................................... 347
МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ.............................................................................. 347
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................... 348
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ..................................................... 350
Мотивы поступления в вуз и ПТУ......................................................................... 351
ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И САМОУТВЕРЖДЕНИИ..................................... 351
МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ
И ЮНОШЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ................................................................................. 352
МОТИВЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ...................................................................... 353
МОТИВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ......................................................................... 353
МОТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.................................................................... 355
РЕЗЮМЕ.................................................................................................................................... 355
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................ 357
КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
И ПУТАНИЦА РОЛЕЙ............................................................................................................... 357
РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ................................. 358
АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ........................................................................................... 359
ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ.................................................................................................. 360
ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И САМООЦЕНКА.......................................................................... 361
ХАРАКТЕР САМООЦЕНКИ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ........................................................ 362
ЭМАНСИПАЦИЯ САМООЦЕНКИ....................................................................................... 363
РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ............................................. 363
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ..................................................................... 364
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ.... 365
САМООЦЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА.............................................................. 366
шшшвшшшшшшшмяшштшшшшттжшшшшшшшшшшшшшж содержание ■ 13
ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ.................................................................................................... 367
АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ........................................................................................... 367
САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА.. 367
САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕВРОЗАХ....................................................... 369
РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 372
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................... 373
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ......................................... 373
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 374
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ......................................................................................................... 374
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ........................................................................ 375
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ......................................................................................................... 375
Реакция эмансипации......................................................................................................... 375
Конфликты в семье............................................................................................................ 377
ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ........................................................................... 377
Подростковые группы....................................................................................................... 378
Конфликты в группе.......................................................................................................... 378
Полоролевое поведение.................................................................................................. 378
РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ................................................................................. 379
Типы увлечений.................................................................................................................. 379
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ...................................................................................................... 380
РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 381
ГЛАВА 6. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ................................................................................. 383
ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ........................................................ 383
ВЛИЯНИЕ СТЕПЕНИ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ.. 385
АГРЕССИЯ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................... 386
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ................................ 387
РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ.................................................................... 388
АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ............................................................................... 389
САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА И АГРЕССИВНОСТЬ............................................................ 389
АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ............................................................ 391
ИТОГИ ВОЗРАСТА......................................................................................................................... 393
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 396
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 400
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ..................................................................................... 400
ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНЫХ ЧАСОВ.......................................................... 401
РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
ФУНКЦИЙ И ОЩУЩЕНИЙ....................................................................................................... 402
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ............................................................................................................... 405
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ........................................................................................................ 405
РАЗВИТИЕ РЕЧИ....................................................................................................................... 407
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.......................................................................................................... 409
ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА.............................................................. 409
КРИТЕРИИ КОГНИТИВНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.411
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.................................................................................. 411
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ................................................................. 412
14 я СОДЕРЖАНИЕ ШШШШИШНШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ
ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ...................................................................................................... 412
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 413
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА................................................................................................... 414
ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ...................................................................................................................... 414
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ................................................................. 414
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ В. ВУНДТА............................................................................................ 415
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.. 416
ЛЮБОВЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ.................................. 417
ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЛЮБВИ СТЕРНБЕРГА................................................. 418
РЕВНОСТЬ, ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА............................................. 419
ЭМОЦИИ В РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ...................................... 420
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА.................................... 422
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 423
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 424
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПЕРИОДА
РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.................................................................................................................. 424
МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ПЕРИОДА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ................................ 425
МЕЧТА................................................................................................................................... 425
ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ.................................................................................... 426
МОТИВАЦИЯ БРАКА................................................................................................................... 427
ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ СЕМЬИ........................................................................... 428
МОТИВАЦИЯ РАЗВОДОВ.................................................................................................... 429
МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА ОДИНОКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ....................................... 430
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.................................................................................................. 431
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................... 434
МОТИВАЦИЯ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................... 435
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ НА ПОРОГЕ 30-ЛЕТИЯ..................................................................... 437
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ИЗМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ...................................... 438
РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 439
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................... 440
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПЕРИОД
РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.................................................................................................................. 440
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЦЕННОСТИ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ....................................................... 442
Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВНУТРЕННЕЙ СОГЛАСОВАННОСТИ........................................................................................ 443
Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ ОЖИДАНИЙ........................................................... 443
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В Я-КОНЦЕПЦИИ.................................................. 444
Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА.......................................................................................... 445
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................ 446
Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ........................................... 446
ФЕНОМЕН «КОНСЕРВАЦИИ ВОЗРАСТА».......................................................................... 447
ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ........................................................................ 448
ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОЛОВАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ...................................................... 450
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОГО Я: ИДЕНТИЧНОСТЬ, БЛИЗОСТЬ
И ГЕНЕРАТИВНОСТЬ.................................................................................................................. 451
БЛИЗОСТЬ И ОДИНОЧЕСТВО.............................................................................................. 451
Я-КОНЦЕПЦИЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ...................................................................... 452
Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕХОД К РОДИТЕЛЬСТВУ.................................................................. 453
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА.................................................... 454
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА................................................................................ 456
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 455
ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЯШШШШШШШШШШШШШШШ СОДЕРЖАНИЕ * 15
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................ 456
ВАЖНЕЙШИЕ СФЕРЫ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА........................................ 456
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ.................................................................. 457
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................... 457
ТИП ЛИЧНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ................................. 458
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 459
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................................... 459
СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ............................................................................... 460
РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ...................................................................................... 462
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................................. 463
РЕЗЮМЕ......................................................................................................................................... 463
ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ................... 465
ИТОГИ ВОЗРАСТА......................................................................................................................... 474
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 476
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 480
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ........................................................................................ 480
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ........................... 481
ЗРЕНИЕ................................................................................................................................. 481
СЛУХ..................................................................................................................................... 482
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ......................................................................................................... 483
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА.......................................................................................................... 483
ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА............................................................................................................... 484
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.............................................................................. 485
КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ................................................................................................. 488
РОЛЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИЗБЕЖАНИИ
КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА........................................................................................ 490
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 491
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 492
«НАСТРОЕНИЕ» ПЕРИОДА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ........................................................ 492
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ
СФЕРУ ЛИЧНОСТИ..................................................................................................................... 493
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................... 494
СТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.............................. 496
СТРЕСС И РАЗВИТИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ............................................................... 496
СИМПТОМЫ СТРЕССА........................................................................................................... 497
СТРЕСС И ДИСТРЕСС.............................................................................................................. 498
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РЕАКЦИИ НА СТРЕСС.............................................................. 499
ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ИММУННУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА.......................................... 500
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА........................................................................................ 501
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 502
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 503
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В СРЕДНЕМ
ВОЗРАСТЕ................................................................................................................................... 503
МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС.............................................................................................. 504
16 ■ СОДЕРЖАНИЕ
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС...................................... 505
СМЫСЛ ЖИЗНИ.................................................................................................................... 506
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО КРИЗИСА...................... 507
РОЛЬ МЕТАПОТРЕБНОСТЕЙ В ВЫХОДЕ ИЗ КРИЗИСА...................................................... 508
МОТИВАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ..................................................................................... 511
МОТИВАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ.............................. 511
МОТИВАЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ................................................... 512
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................. 514
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................ 516
РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 517
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ.................................................................................. 518
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В ВОЗРАСТЕ
СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ......................................................................................................... 518
Я-КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ......................... 520
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОЗРАСТА
СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.......................................................................................................... 521
КОГНИТИВНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ САМООЦЕНКИ.................... 521
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНЫХ И ОБЩИХ САМООЦЕНОК........................................... 521
ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ САМООЦЕНКИ............................................................................. 522
Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА...................................................................................................... 523
ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ НА СТРУКТУРУ САМООЦЕНКИ.. 523
ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ
ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ.................................................................... 525
Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕМЕНА РОЛЕЙ................................................................................... 525
ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ............ 527
РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 529
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............................................................................. 530
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ.................................................................. 531
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 533
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.......................................... 533
Профессионализм............................................................................................................... 534
Профессионализация и развитие личности................................................................... 534
Смена профессиональной деятельности........................................................................... 535
Особенности поведения в семейной жизни...................................................................... 536
Взаимоотношения с супругами......................................................................................... 536
Взаимоотношения с детьми............................................................................................ 537
Взаимоотношения с родителями....................................................................................... 537
ДОСУГ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ..................................................................... 538
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 539
ИТОГИ ВОЗРАСТА......................................................................................................................... 540
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 542
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ......................................................................... 546
РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ........................................................................... 547
ИЗМЕНЕНИЕ СЛУХОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ............................................................. 547
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ......................................................................................................... 547
ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ............................................................... 548
СОДЕРЖАНИЕ ■ 17
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ................................................................. 549
ИЗМЕНЕНИЯ ПАМЯТИ.................................................................................................................. 551
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ............................................................................................................ 555
МУДРОСТЬ............................................................................................................................ 555
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ.................................................. 556
ДЕМЕНЦИЯ.............................................................................................................................. 556
БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА....................................................................................................... 558
Симптомы заболевания..................................................................................................... 558
Микроинсульты................................................................................................................ 559
КОСВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ................ 559
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ПЕРИОД
ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ........................................................................................ 559
РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 561
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.................................................................................................... 563
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА...................................... 563
СТАРЕНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ......................................................................................................................................... 566
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К СТАРОСТИ........................................................ 567
ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ.... 568
СМЕРТЬ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ............................................................................. 569
РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 570
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 572
СМЕНА МОТИВОВ У ПЕНСИОНЕРОВ.......................................................................................... 572
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ
В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ................................................................. 574
ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ.......................................................................................................... 574
СТАРОСТЬ............................................................................................................................... 575
ПОЗДНЕСТАРЧЕСКИЙ ПЕРИОД............................................................................................ 577
ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И МОТИВАЦИОННОЕ
ЗДОРОВЬЕ..................................................................................................................................... 578
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ................................................................................................... 578
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.......................................................................................... 580
ПОЗИТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ................................................................................ 580
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТИ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ, КОТОРОЕ РАНЬШЕ
ДАВАЛА РАБОТА................................................................................................................. 581
МОТИВАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................................................... 582
МОТИВАЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ...................................................................... 582
ОТНОШЕНИЯ С ВНУКАМИ................................................................................................. 583
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ........................................................ 583
РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 584
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................... 586
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ.................................... 587
Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
КАК СОВОКУПНОСТЬ УСТАНОВОК НА СЕБЯ............................................................................ 589
ТЕОРИИ «ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ» СТАРЕНИЯ................................................................... 589
КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА................................................................................................... 590
СПЕЦИФИКА Я-ОБРАЗА НА ЭТАПЕ СТАРЕНИЯ.................................................................... 591
ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
В СТАРОСТИ................................................................................................................................ 592
18 ■ СОДЕРЖАНИЕ
АДАПТИВНОЕ (ПРОДУКТИВНОЕ) СТАРЕНИЕ.................................................................... 593
НЕАДАПТИВНЫЙ ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ.......................................................................... 595
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 596
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.............................................................................. 597
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА....................................................... 597
СНИЖЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ................................................... 597
ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ..................................................................................................... 598
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ТИП ЛИЧНОСТИ............................. 598
ТЕОРИЯ «РАЗОБЩЕСТВЛЕНИЯ»......................................................................................... 600
МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ.................................................................................. 600
УТРАТА БЛИЗКИХ И ОДИНОЧЕСТВО............................................................................... 601
СОЗНАНИЕ КОНЕЧНОСТИ СОБСТВЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ................................. 602
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ..................................................... 602
СУЖЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА........................................................................ 602
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТАМИ................................................................................. 603
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 604
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ............................................................................................................ 604
РЕЛИГИОЗНОСТЬ................................................................................................................. 605
СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ........................................................................................................... 605
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 606
ГЛАВА 6. СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ.................................................................................................. 607
СТРАХ СМЕРТИ........................................................................................................................... 608
ЭТАПЫ УМИРАНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ КЮБЛЕР-РОСС).............................................. 608
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ УМИРАЮЩИХ И ПОСМЕРТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.... 609
ДОБРОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ......................................................................................... 611
АВТОЭВТАНАЗИЯ................................................................................................................ 612
ИТОГИ ВОЗРАСТА........................................................................................................................... 614
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................................... 617
ГЛОССАРИЙ...................................................................................................................................... 620
часть |
ОБЗОР