Повышение интереса государства к результатам деятельности высших учебных заведений связано с двумя выше факторами: во-первых, с исключительно быстрым ростом сферы высшего образования и, во-вторых, с ограничением государственных расходов на высшее образование. Расширение сферы высшего образования в условиях ограниченности государственных средств привело к возникновению угрозы снижения качества обучения, в частности, из-за увеличения численности студентов в группах, меньшего внимания преподавателей к отдельным студентам. Все это, в конечном счете таит в себе угрозу ухудшения результатов деятельности высших учебных заведений.
Снижение государственного финансирования происходило на фоне опережающего инфляцию роста расходов колледжей и университетов. Сокращение государственного финансирования и быстрый рост расходов привели к быстрому устареванию оборудования, помещений высших учебных заведений, учебных фондов библиотек, снижению требований к квалификации педагогических кадров, нехватке адекватного научного оборудования и учебно-методических материалов и т.д. В этих условиях многие страны последовали за США и взяли на вооружение опыт этой страны по расширению финансирования высших учебных заведений за счет студентов или заинтересованных лиц, организаций, фирм.
|
|
Одновременно были ужесточены государственные регламентации, касающиеся ответственности высших учебных заведений за результаты своей работы. Система оценки деятельности высших учебных заведений и мониторинг того, как они выполняют поставленные перед ними задачи, позволили привязать государственное финансирование отдельных учебных заведений к результатам их деятельности. В последнее десятилетие политика планирования и распределения финансовых ресурсов между колледжами и университетами в соответствии с достигнутыми результатами стала играть основную роль в политике государственного финансирования высшей школы[6].
Переход от элитарного к массовому высшему образованию привел, подчеркивает Дж. Карри, в период экономических трудностей к
радикальным изменениям в деятельности университетов. Государство, бывшее основным источником финансирования высшего образования во многих развитых странах, оказывало на университеты давление, с тем, чтобы они продемонстрировали максимальную отдачу от использования государственных средств, выделенных на развитие образования, и увеличивали свои бюджеты за счет привлечения частных средств. По словам министра образования Австралии А. Ванстоун, чтобы выжить и процветать в быстро меняющемся мире, университеты должны войти в рынок и стать предприятиями бизнеса, ориентированными на потребителя. Университеты должны приспособиться к глобализации, что уже делают другие отрасли.
|
|
Сокращение государственного финансирования заставило университеты приблизиться к рынку - через установление более тесных связей с частными промышленными фирмами, создание коммерческих подразделений, продажу образовательных услуг иностранным студентам и т.д. Многие страны последовали примеру США в политике "приватизации" университетов, однако не все подражали американской модели. В ряде стран Европы, где высшее образование не столь конкурентоспособно и рыночно ориентированно, обучение в университетах все еще бесплатное. Используя такие аргументы, как необходимость сохранения своего места на глобальном рынке, увеличения числа высокооплачиваемых рабочих мест и достижения процветания, правительства США, Канады, Великобритании и Австралии проводили политику, приведшую высшее образование этих стран к "академическому капитализму". Университеты все больше функционируют как своеобразные рыночные структуры, в результате, по словам Слотера и Лесли, возникает "академический капитализм". Об этом свидетельствуют введение или увеличение платы за обучение в вузах, переход от предоставления студентам стипендий к предоставлению им образовательных кредитов, а также к проведению в вузах коммерчески выгодных исследований в ущерб фундаментальным. Вузы вынуждены добиваться увеличения своих доходов за счет коммерческой деятельности, привлечения частных пожертвований, заключения контрактов с фирмами на проведение исследований и подготовку кадров и т.п.
Стремясь получить международное конкурентное преимущество,
правительства стимулировали установление более тесных связей между
бизнесом и высшим образованием. Высокотехнологичные исследования
все больше проводятся в рамках консорциумов бизнеса, государства и
университетов, специально создаваемых для удовлетворения
краткосрочных интересов отдельных клиентов. Поскольку учреждения
высшего образование являются ключевыми членами этих партнерств,
соответствующая деятельность оказала серьезное влияние на
организацию вузовских исследований и подготовку
высококвалифицированных специалистов.
Мы обрисовали состояние дел с университетами в мире. Как обстоят дела в России? Многие означенные выше проблемы характерны и для отечественных университетов. Каков же видится облик современного российского университета? Сосредоточим внимание на университетах нетехнического профиля, в основном по причине ограничений объема представляемого в пособии материала. Желающие познакомиться с перспективными структурами технических университетов, могут это сделать, изучив соответствующую литературу.
Говоря о перспективном университетском комплексе, успешно решающем вышеуказанные проблемы, присущие мировому образовательному сообществу, мы будем ориентироваться на разработках Университетского образовательного комплекса Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в этой области.
Университетский образовательный комплекс МЭСИ
представляет собой единую функционально взаимосвязанную
совокупность образовательных подразделений, а также
образовательных учреждений-партнеров Университета,
скоординированная деятельность которых обеспечивает реализацию в системе открытого образования профессиональных образовательных программ высшего, среднего специального, дополнительного образования и довузовской подготовки, реализуемых в г. Москве и регионах по всем формам обучения с использованием прогрессивных образовательных технологий.
|
|
Целью формирования и функционирования Университетского образовательного комплекса является создание необходимых условий для осуществления программ непрерывной подготовки высокообразованных и высококвалифицированных специалистов к полноценному и эффективному участию в профессиональной и общественной жизни в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий посредством развития системы открытого образования.
Создание Университетского образовательного комплекса обеспечивает:
• обеспечение условий преемственности профессиональных образовательных программ различного уровня и непрерывности образовательного процесса с учетом постоянно возрастающих требований к объему и содержанию знаний специалистов, предъявляемых со стороны рынка труда;
• формирование экспериментальных площадок для апробации методик и технологий открытых образовательных систем, реализующих программы профессионального образования различных уровней;
.формирование учебных площадок в г. Москве, в субъектах Федерации и за рубежом, обеспечивающих мультиплицирование и продвижение образовательных инноваций Университета;
.аккумулирование и интегрирование творческого потенциала и методических наработок профессорско-преподавательских кадров распределенных кафедр, создание благоприятных условий для их творческого труда;
.обеспечение непрерывного воспроизводства кадрового потенциала Университетского образовательного комплекса, формирование и развитие научно-педагогических школ, организация научно-исследовательских работ, приумножение научных и педагогических традиций;
.обеспечение возможности полноценного участия студентов (слушателей) в учебном процессе по избранным формам обучения с использованием передовых образовательных технологий;
.приближение образовательных услуг Университета к месту проживания обучающихся, предоставление возможности получения качественного профессионального образования для различных слоев и групп населения, обеспечение принципа непрерывности образования;
|
|
.формирование комфортных условий обучения для студентов (слушателей), обеспечение оптимальных образовательных траекторий, модернизация и расширение набора образовательных услуг в соответствии с запросами и пожеланиями со стороны обучающихся;
.формирование и постоянная актуализация модели специалиста в соответствии с требованиями фирм-работодателей к объему и содержанию знаний выпускника Университета, его практическим навыкам, возможности работать в сетевых коммуникационных технологиях в условиях глобального информационного пространства;
.мониторинг рынка образовательных услуг по
специальностям Университета в целях формирования стратегии и
оперативных установок в области развития программ непрерывной
профессиональной подготовки, переподготовки и повышение
квалификации кадров, разработка профессиональных
образовательных программ для нужд региональной экономики и корпоративного обучения;
.создание условий для реализации маркетинговой стратегии Университета, проведения PR-мероприятий и рекламных кампаний, координация деятельности Университета на региональном уровне с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации по разработке и реализации региональных программ развития непрерывного профессионального образования.
Функционирование Университетского образовательного комплекса призвано обеспечивать:
- современный научный уровень подготовки специалистов как в г. Москве, так и в регионах страны, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения, в соответствии с постоянно актуализируемой моделью специалиста;
- логически выдержанное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин в открытых образовательных средах, реализующих программы непрерывного профессионального образования;
- внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники, передового опыта образовательной деятельности Российских и зарубежных образовательных учреждений;
- создание необходимых условий для педагогической и учебно-образовательной деятельности и профессорско-преподавательского состава и студентов (слушателей), их активной творческой, самостоятельной работы;
- формирование положительного имиджа Университета в Российской Федерации и за рубежом.
Образовательный комплекс Университета формируется из его отдельных элементов (компонент):
• функциональные и структурные подразделения Университета;
• филиалы Университета;
• образовательные организации, в которых Университет является учредителем (соучредителем);
• образовательные организации-партнеры в соответствии с условиями заключенных ими с Университетом договоров.
К структурным подразделениям Университета, организующим учебную деятельность студентов (слушателей), относятся:
- Учебные институты и факультеты высшего профессионального образования;
- Учебные подразделения среднего профессионального образования;
- Отдел аспирантуры;
- Факультет магистерской подготовки;
- Институт повышения квалификации;
- Региональные центры,
- Кафедры.
Учебные институты являются распределенными структурными подразделениями Университета, организующими образовательную деятельность Университетского образовательного комплекса по всем уровням высшего и дополнительного профессионального образования, формам и технологиям обучения в отношении студентов
и слушателей, а также методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу.
Кафедрой Университета является территориально распределенное структурное подразделение Университетского комплекса, непосредственно осуществляющее образовательную деятельность по всем уровням, формам и технологиям обучения в отношении студентов, аспирантов, докторантов и слушателей Университета, проходящих обучение на разных учебных площадках как непосредственно в г. Москве, так и за ее пределами, а также методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу, подготовку и переподготовку научно-педагогических кадров.
В состав Университетского образовательного комплекса входят функциональные подразделения (Управление учебной и методической работой, Управление региональных связей, Научно-исследовательский институт образовательных технологий, Научно-учебный компьютерный центр, Информационно-библиотечный центр и другие). Учебная деятельность Университетского образовательного комплекса ведется в распределенной образовательной среде на различных учебных площадках, расположенных как непосредственно в г. Москве, так и за ее пределами: в субъектах Федерации и за рубежом.
Учебные площадки Университета создаются на собственных площадях на учебно-лабораторных площадях организаций, осуществляющих обучение по программам высшего, среднего специального дополнительного образования, профессиональной переподготовки и повышению квалификации.
Для организации баз практики, привлечения в Университет квалифицированных специалистов, развития прикладных научных исследований Университет формирует учебные площадки в производственных, финансовых и иных фирмах (предприятиях, учреждениях, организациях).
В качестве учебной площадки в системе открытого образования Университета могут выступать также терминалы компьютерной сети Университета, расположенные у студентов (слушателей, аспирантов, докторантов), либо у коллективных потребителей образовательных услуг Университета (корпоративное обучение).
Функционирование учебной площадки должно способствовать эффективному взаимодействию обучающихся и преподавательского, учебно-вспомогательного и руководящего состава в процессе освоения обучающихся избранной им профессиональных образовательных программ при использовании различных форм и технологий открытого образования.
На учебной площадке Университетом реализуются в очной, очно-заочной, заочной формах организации учебного процесса, в форме экстерната с использованием современных образовательных
технологий, в т.ч. технологий обучения на расстоянии, образовательные программы:
• высшего профессионального образования по лицензированным специальностям и направлениям;
• среднего специального образования по лицензированным специальностям;
• дополнительного образования;
• повышения квалификации преподавателей распределенных кафедр;
• довузовского обучения;
• элективных курсов;
• переподготовки кадров
• дополнительного образования, включающие программы довузовской общеобразовательной и профессиональной подготовки, подготовки к обучению в вузе, краткосрочной профессиональной и общеобразовательной подготовки.
Основная задача организации учебного процесса в Университетском образовательном комплексе – обеспечить обучающемуся (студенту, слушателю, аспиранту, докторанту) возможность получения качественных профессиональных знаний по выбранной им профессиональной образовательной программе (программам), формах и технологиях ее(их) реализации, обеспечивающие при соблюдении обучающимся установленных правил возможность получения квалификации по выбранному профилю подготовки.
Профессиональные образовательные программы реализуются Университетом в очной, очно-заочной, заочной формах организации учебного процесса, в форме экстерната, с использованием современных образовательных технологий, в том числе технологий обучения на расстоянии.
Обучающийся имеет право самостоятельно выбирать формы и технологии освоения профессиональной образовательной программы из предлагаемых ему Университетом.
При организации процесса реализации профессиональных
образовательных программ в Университетском образовательном
комплексе используются принципы непрерывности, преемственности,
комбинирования и взаимного проникновения различных форм и
технологий организации учебного процесса, позволяющие наиболее
эффективно сочетать преимущества той или иной формы и
технологий обучения для активизации познавательной деятельности
обучающихся, широкого использования возможностей
информационных и телекоммуникационных технологий с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг. Примером
использования принципа взаимного проникновения различных форм обучения может быть организация процесса обучения, при которой наряду с традиционными методами, характерными для очной формы обучения, студенту (слушателю) могут быть предоставлены возможности работы с электронными учебно-методическими материалами, участия в учебных конференциях, организованных при помощи средств телекоммуникаций, консультации с преподавателем посредством электронной почты, характерные для форм и технологий обучения на расстоянии.
При разработке учебных планов учитываются:
- требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы, определяемые соответствующим государственным образовательным стандартом;
- результаты мониторинга мнений студентов, выпускников и работодателей об уровне и качестве подготовки специалистов в Университете;
- требования модели подготовки специалиста, разрабатываемой на основе анализа потребностей и тенденций развития отечественного и зарубежного рынка труда;
- результаты оценки конкурентоспособности реализуемых Университетом образовательных программ;
- результаты мониторинга ожиданий и пожеланий работодателей к уровню и профессиональным качествам будущих специалистов.
Обучающиеся в Университетском образовательном комплексе студенты (слушатели) могут заниматься по индивидуальным планам, максимально учитывающим уровень их предшествующей подготовки, интересы, способности и индивидуальный темп усвоения учебного материала. Индивидуальные планы, наряду с углубленной подготовкой, могут обеспечивать завершение образования по избранной программе в сокращенные сроки (без изменения обязательного минимума содержания и квалификационных требований).
Основными видами организации учебного процесса по дисциплине являются:
- лекция, в том числе в поточной аудитории;
- лекция в сетевом классе;
- лекция в режиме теле (видео)конференций;
- лекции-презентации;
- практическое занятие, в том числе семинарское и лабораторное занятия во всех технологических средах, занятие в учебно-тренировочных классах и фирмах;
- конференция учебной группы с использованием электронной почты и телекоммуникаций, неформальное общение обучаемых в ходе освоения тем курса (ЧАТ) с использованием электронной почты и телекоммуникаций;
- профессиональные тренинги, в том числе с использованием телекоммуникационных технологий;
- консультации: индивидуальные, в том числе с использованием средств телекоммуникаций, и групповые (тьюториалы);
- самостоятельная работа слушателя, включающая изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов в различном исполнении; выполнение индивидуальных контрольных, расчетно-практических, тестовых и иных заданий; написание курсовых работ, тематических рефератов и эссе; работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими материалами, в том числе с сетевыми мультимедийными учебниками, практикумами; работу с базами данных удаленного доступа.
Мы полагаем, что такой Университетский образовательный комплекс в системе открытого образования можно взять за основу структуры перспективных нетехнических университетов, и он позволит обеспечить:
• Предоставление рынку конкурентоспособных образовательных услуг
• Создание предпосылок решения проблем образования для малонаселенных, удаленных регионов и специальных контингентов учащихся (конверсия военных кадров, обучение лиц в пенитенциарных учреждениях, профессиональная подготовка лиц с ограниченной подвижностью и т.д.)
• Сближение образовательных технологий с индустриальными технологиями и их конвергенция, реализация принципа синхронного образования
• Снижение затрат на создание учебно-методического обеспечения и обучения за счет применения единых форм и стандартов, прогрессивных образовательных технологий
• Интеграция с национальными и межнациональными образовательными системами в направлении создания единого глобального образовательного пространства
Так выглядит облик современного университетского комплекса, успешно функционирующего в системе открытого образования.
Выводы
1. Исторически, начиная с Петра I, Высшее образование в
России формировалось в условиях централизации государственной
власти. Создаваемые ею все виды высших учебных заведений являлись
государственными, т.е. содержались на средства государства, и их
имущество не принадлежало какому-либо отдельному лицу.
Первый университет в России, созданный в 1724 г. указом Петра I при Петербургской Академии наук Суть образовательно-профессиональной программы в этих вузах состояла в приобретении обучающимися сугубо профессиональных навыков.
Вышедший в июне 1991 г. первый Указ первого Президента России Б.Н.Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» исходил, как это следует из его преамбулы, «из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России, обеспечения приоритетности сферы образования».
2. Российская система образования включает в себя, как следует из
Закона «Об образовании», три элемента:
• преемственные образовательные программ и государственных образовательных стандартов;
• образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;
• органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
С нашей точки зрения этого недостаточно. При системном подходе, ориентированном на реализацию учебно – воспитательного процесса, она включает, как вариант,
1). Дидактическую подсистему;
2). Административно- управленческую подсистему;
3). Материально-техническую подсистему;
4). Информационную подсистему;
5). Подсистему научных исследований;
6). Маркетинговую подсистему;
7). Подсистему международных отношений;
8). Подсистему безопасности;
9). Подсистему связи.
3. После 90-х годов российская система формировалась исходя из
следующих групп требований: доступность образования, требования к
качеству образования, требования, связанные с реализацией
академических свобод студента в процессе обучения.
4. Основные требования, присущие системе образования России согласно Национальной доктрине развития образования: фундаментальность, опережающий характер, доступность.
5. Дальнейшее движение российской системы образования будет синхронизироваться с принципами Болонской декларации при выполнении ее шести пунктов:1.Введение двухциклового обучения 2. Введение кредитной системы 3. Контроль качества образования 4. Расширение мобильности 5. Обеспечение трудоустройства выпускников 6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
1. Назовите черты кризиса российского образования
2. Зачем она создана Перечислите основные положения Болонской
декларации. Какие положения уже выполнены и что предстоит сделать в
Российской системе образования для удовлетворения ее требований?
4. В чем состояла декларативная сущность вышедшего в июне 1991 г. первого Указа первого Президента России Б.Н.Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»?
5. Когда был организован первый университет в России?
6.В каких законодательных документах определены структура
образовательной системы России, общие принципы ее
функционирования и развития, а также основные социальные
характеристики.
7. Согласны ли вы со следующим положением, высказанным на форуме
IF'ETS,
Большую роль в формировании информационной культуры играет дискуссионный Форум IF'ETS, в работе которого принимают участие преподаватели практически всех стран мира. Проводятся формальные и неформальные дискуссии. Одна из последних дискуссий была посвящена теме "Технологии и будущее высшего образования". Ее участники отмечали, что в будущем образование освободится от государственного контроля и будет развиваться в рамках частных организаций. Это позволит снизить плату за обучение, улучшить его качество, внести разнообразие в обучение. Главным в образовании будет не передача знаний и сертификация, а сам обучаемый. Развитие технологий приведет к созданию учебных заведений нового типа (глобальных, виртуальных, дистанционных и др.), заставит преподавателей сосредоточиться на качестве учебного плана и учете потребностей студентов.
8.Охарактеризуйте вариант перспективного университетского комплекса. Какие основные отличия от традиционного университета? 9. Какие основные черты национальной системы образования выделены в Национальной доктрине развития образования?
Литература
1. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа –М.: ИЦПКПС,1999.-278с.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. «Поиск». М., 1992.
3. Колин К.К. Социальная информатика-М.:-198с
4. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990.
5. Социальная информатика – 99. Сб. н. тр. под ред. Б.А. Суслакова. Социально-технологический и-т. М., 1999.
6. Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты Глобализация и образование Сб. обзоров Отв ред Зарецкая С.Л. –М.: ИНИОН,2001. -с.21-38.