Достижению задач качественного преобразования высшей школы способствует медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами массовой коммуникации.
Основные задачи медиаобразования:
▪ подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
▪ научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику;
▪ овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Концепция медиаобразования начала формироваться в конце 1960-х годов, когда возникли две относительно независимые линии:
1) критическая грамотность: основной целью является «формирование критического мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации; получила большое распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.);
2) визуальная грамотность: рассматривает в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации); преобладает в Канаде и США.
|
|
Идеология медиаобразования складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Мак-Люэна, А. Моля, С. Френе и др. В 1990-е гг. сложились два основных подхода в организации медиаобразования – интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов) и специальный (введение нового предмета); начался процесс объединения медиаобразовательных и компьютерных дисциплин.
После обретения независимости Украина заявила о приверженности принципам открытого общества, стремлении интегрироваться в мировое сообщество. Основой для такого движения все в большей степени становится открытое образование и его наиболее эффективная форма – дистанционное обучение.
Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения.
Дистанционное образование позволяет решать следующие задачи:
‒ создание системы непрерывного образования;
‒ обеспечение доступности образования;
‒ повышение качества образования;
‒ обеспечение функциональной грамотности населения;
‒ предоставление обучаемым и обучающимся академических свобод и повышение уровня их учебной мобильности;
‒ предоставление возможности получения образования лицам с физическими недостатками или по каким-либо причинам не могущим обучаться в традиционной системе;
|
|
‒ возможность осуществления продвинутого образования для особо одаренных детей независимо от места их проживания;
‒ объединение потенциала различных образовательных учреждений, создание объединений;
‒ интеграция и глобализация образования, создание общего образовательного пространства.
Особенностями дистанционного обучения являются:
▪ индивидуальное общение обучающего и обучаемого в режиме времени, близком к реальному;
▪ использование преподавателей-тьюторов. которые выступают в роли консультанта и организатора, несут персональную ответственность за каждого обучающегося;
▪ личностно-ориентированный характер обучения;
▪ изначально заданная положительная мотивация обучения;
▪ утверждение в качестве основного элемента учебного процесса не только знания, но и информации, а также самостоятельный поиск нужной информации;
▪ выступление студента в роли основного субъекта образовательного процесса (самостоятельный поиск нужной информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка качества своего образования)
▪ возможность использования мультимедийных средств (текст, наглядные средства в статике и динамике, звуковое сопровождение и т. п.).
Дистанционная форма обучения является наиболее естественной для достижения приоритетных целей Болонского процесса: межинституционального сотрудничества, мобильности студентов и преподавателей, совместных программ обучения. Только дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных технологий, ведет к истинно открытому образованию, дает возможность получать новые знания в течение всей жизни без ограничения времени, темпа и места жительства человека.
Дистанционное обучение представляет собой универсальную гуманистичную форму обучения, которая базируется на использовании возможностей широкого спектра традиционных, новых информационных, телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают для пользователя условия выбора дисциплин, диалогового обмена с преподавателем без учета расстояния и времени.
Характерные черты дистанционного обучения такие:
▪ гибкость – возможность заниматься в удобное для себя время, в комфортном месте и в индивидуальном темпе;
▪ модульность – возможность формировать из независимых учебных курсов-модулей собственный индивидуальный или групповой учебный план;
▪ параллельность – осуществление обучения параллельно с профессиональной деятельностью;
▪ полнота информационной доступности – одновременное обращение к разнообразным источникам учебной информации (электронных библиотек, банков данных, баз знаний и т. п.) большого количества пользователей;
▪ экономичность – концентрированная и унифицированная подача информации; эффективное использование технических и транспортных средств, учебных площадей;
▪ технологичность – продвижение пользователей в мировое постиндустриальное пространство благодаря использованию в образовательном процессе новых достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
▪ социальная равноправность – одинаковые возможности для всех в получении образования, независимо от материальной обеспеченности, места проживания и состояния здоровья;
▪ интернациональность – экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг;
▪ познавательная направленность – необходимость проявления пользователями настойчивости, организованности, самостоятельности в работе с компьютером и телекоммуникационными средствами связи;
▪ диагностичность – оценка уровня развития способностей, профессиональных качеств пользователей; построение своеобразного социально-психологического портрета;
|
|
▪ гуманность – ориентация на развитие и проявление способностей студента, на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, стремления к самореализации.
Новые информационные технологии способствуют созданию открытых образовательных учреждений. Традиционные университеты переходят к обучению на расстоянии в качестве дополнительного образования. Вариант открытого университета – виртуальный университет, использующий спутниковую связь и Интернет для передачи курсовых материалов.
Это свидетельствует о том, что знания и информация все больше начинают приобретать ценность сами по себе, а не как средство для получения диплома, что радикально меняет характер образовательной мотивации.
Семинар № 5. «Педагогические инновации как фактор повышения качества образования»
План
1. Понятие «качество образовательной деятельности».
2. Сущность и критерии педагогических инноваций.
3. Принципы личностно-ориентированной педагогики.
4. Исследовательское обучение.
5. Контекстный подход в высшей школе.
6. Особенности медиаобразования.
7. Дистанционное обучение