Основной целью изучения истории государства и права зарубежных стран является последовательное и систематичное рассмотрение государственных и правовых институтов стран Запада и Востока в процессе их исторической эволюции, а также выявление системы закономерностей (универсальных, региональных и локальных), определяющим образом воздействующих на государственно-правовое развитие. Это предполагает достижение сопутствующих целей, которые, как показывает практика, с неизбежностью возникают в процессе преподавания дисциплины:
Изучение дисциплины «История государства и права зарубежных стран» также имеет определенные цели и задачи, которые связаны с овладением студентами основополагающими теоретическими знаниями, пониманием специфики и особенностей его предмета.
Цель изучения дисциплины состоит и в овладении студентами целостной системой знаний по истории государства и права многих стран мира, в формировании у студентов исторического и правового сознания для того, чтобы они смогли глубже понять эволюцию прошлой и современной государственности права и определить основные тенденции их развития в ближайшем будущем.
|
|
Достижение поставленной цели в процессе изучения учебной дисциплины предполагает решение следующих задач:
§ раскрытие общих закономерностей процесса развития государства и права и его особенностей в отдельных странах;
§ ознакомление студентов с важнейшими памятниками зарубежного законодательства;
§ рассмотрение наиболее развитых правовых систем прошлого и проведение аналогий и параллелей между ними и современными правовыми системами с учетом рецепции тех или иных институтов современными законодательствами;
§ изложение материала сравнительно-правоведческого характера (и формирование у студентов представлений о целях, задачах и методологии сравнительного правоведения);
§ изложение наиболее общих сведений по социально-политической истории и истории развития культуры стран и народов мира для более глубокого понимания истории государства и права;
§ формирование представлений о конкретных социально-исторических, культурных, экономических и политических условиях, в которых происходило возникновение и развитие правовых и государственных институтов;
§ ознакомление с развитием важнейших терминов и понятий, необходимых для усвоения студентами учебного материала и юридических текстов.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
- ОК-1: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;
|
|
- ОК-3: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- ОК-4: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- ОК-8: способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- ОК-9: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
Дополнительно в результате освоения дисциплины выпускник должен обладать такими профессиональными компетенциями (ПК) как:
- ПК-4: способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- ПК-6: способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- ПК-9: способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- ПК-11: способность выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений;
- ПК-15: способность толковать различные правовые акты.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление:
- иметь представление об основных факторах, определяющих развитие права и государства, взаимосвязи государственных и правовых явлений с экономикой, идеологией, религией;
- о типах государственно-правовых систем различных стран мира, этапах их становления и развития, а также общих тенденциях развития государственно-правовых систем на современном этапе;
- о реальном вкладе отдельных государств в развитие права и юриспруденции;
- об источниках историко-правового знания и приемах работы с ними;
- об основных научных подходах к истории государства и права вообще и к отдельным государственно-правовым явлениям в частности;
знать:
- основные закономерности и особенности развития права и государства в разные эпохи;
- основные исторические типы и формы государства и права, особенности государственного и правового развития отдельных стран;
- основополагающие понятия, термины и категории истории государства и права как науки, методологические основы ее изучения;
- конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендованной литературе;
уметь:
- анализировать источники права в их взаимосвязи с конкретно-историческими условиями развития общества;
- пользоваться историко-правовыми методами в профессиональной юридической деятельности.
- выражать и обосновывать свою позицию и взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным государственно-правовым системам;
- анализировать и оценивать формы организации и эволюцию государственного, общественного и правового устройства различных стран на различных этапах развития человечества;
- ориентироваться в перспективах государственно-правового развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Форма обучения: очная / очно-заочная / заочная
ТЕМЫ | Всего часов | в том числе | Формы контроля (очная/ очно-заочная/ заочная) | |||
Аудитор-ная работа | Самос- тоятель-ная работа | |||||
Л. | С. | |||||
Тема 1.История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина | 6/6/10 | 1/1/1 | 1/1/1 | 4/4/8 | ОК[1]/ОК/- | |
Раздел 1. История государства и права Древнего мира | ||||||
Тема 2. Государство и право Древнего Египта | 4/6/7 | 1/1/1 | 1/1/- | 2/4/6 | ОК/ОК/ОК | |
Тема 3.Государство и право Месопотамии | 4/6/6 | 1/1/- | 1/1/- | 2/4/6 | ||
Тема 4.Государство и право Древней Индии | 4/6/6 | 1/1/- | 1/1/- | 2/4/6 | ||
Тема 5.Государство и право Древнего Китая | 4/6/6 | 1/1/- | 1/1/- | 2/4/6 | ||
Тема 6. Государство и право Древней Греции | 8/6/7 | 2/1/1 | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 7.Государство и правоДревнего Рима | 8/8/10 | 2/2/- | 2/2/2 | 4/4/8 | ||
Раздел 2. История государства и права Средних веков | ||||||
Тема 8.Государство и право франков | 8/6/7 | 2/1/1 | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 9.Государство и право Франции | 6/6/6 | 2/1/- | 2/1/- | 2/4/6 | ||
Тема 10.Государство и право Германии | 8/6/7 | 2/1/1 | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 11. Государство и право Англии | 8/6/7 | 2/1/1 | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 12.Государство и право Византии | 8/6/6 | 2/1/- | 2/1/- | 2/4/6 | ||
Тема 13. Государство и право Арабского халифата | 6/6/6 | 2/1/- | 2/1/- | 2/4/6 | ||
Тема 14.Государство и право Индии | 6/6/6 | 2/1/- | 2/1/- | 2/4/6 | ||
Тема 15.Государство и право Японии | 4/6/6 | 1/1/- | 1/1/- | 2/4/6 | ||
Тема 16. Государство и право Китая | 4/8/8 | 1/2/- | 1/2/2 | 2/4/6 | ||
Рубежный контроль | Зачет/ОК/ОК | |||||
Раздел 3. История государства и права Нового времени | ||||||
Тема 17.Государство и правоАнглии | 8/6/7 | 2/1/1 | 2/1/- | 4/4/6 | ОК/ОК/ОК | |
Тема 18.Государство и правоСША | 8/6/7 | 2/1/1 | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 19.Государство и правоФранции | 8/6/7 | 2/1/1 | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 20.Государство и правоГермании | 8/6/6 | 2/1/- | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 21.Государство и правоЯпонии | 7/6/6 | 1/1/- | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 22.Государство и правоКитая | 7/6/6 | 1/1/- | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 23.Государство и правостран Латинской Америки | 7/8/7 | 2/2/- | 1/2/1 | 4/4/6 | ||
Раздел 4. История государства и права Новейшего времени | ||||||
Тема 24.Государство и правоСША | 8/6/7 | 2/1/1 | 2/1/- | 4/4/6 | ОК/ОК/ОК | |
Тема 25.Государство и правоАнглии | 8/8/6 | 2/1/- | 2/1/- | 4/6/6 | ||
Тема 26.Государство и правоФранции | 8/6/7 | 2/1/1 | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 27.Государство и правоГермании | 8/6/7 | 2/1/1 | 2/1/- | 4/4/6 | ||
Тема 28.Государство и правоИталии | 8/8/6 | 2/1/- | 2/1/- | 4/6/6 | ||
Тема 29.Государство и правоЯпонии | 8/8/6 | 2/1/- | 2/1/- | 4/6/6 | ||
Тема 30.Государство и правоКитая | 6/8/6 | 1/1/- | 1/1/- | 4/6/6 | ||
Тема 31.Государство и правомусульманских стран | 7/8/6 | 1/1/- | 2/1/- | 4/6/6 | ||
Тема 32.Государство и правостран Африки | 6/10/8 | 1/2/- | 1/2/2 | 4/6/6 | ||
Итого: | 52/ 36/ | 56/ 36/ | 108/ 114/ | 0,5 (0.3)[2] | ||
Итоговый контроль | Экзамен |
|
|