1. Структурными элементами психики человека, по мнению З. Фрей-да, являются:
а) Я, Ты и Он;
б) Сверх-Я, Эго и Оно;
в)Эго, Я и Сверх-Эго;
г) Оно, Он и Ты.
2. Интенциональность, по Э.Гуссерлю, свойственна:
а) глазам;
б) потоку мысли;
в) сознанию;
г) положению тел в пространстве.
Тема 7. Познание как предмет философского анализа
Лекция 9. Философское понятие познания. Познание как отражение действительности (чувственное и логическое познание). Структура и результат познания: мнение, вера, догадка, понимание, интерпретация и знание. Соотношение эмпирического, рационального, иррационального и мистического в познании. Истина и ее критерии. Абсолютность и относительность истины. Истина и правда. Практика как источник, процесс, результат и критерий истинности познания. Философское учение о познании. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания в истории философской мысли. Различные концепции истины.
Таблица 9. Концепции истины
Что такое истина | ||
Корреспондентская (классическая) | Соответствие высказывания фактам | |
Когерентная | Согласованность высказываний и их непротиворечивость | |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху, практике | |
Конвенциональная | Разделяемый большинством в научном сообществе результат договора |
|
|
Рис. 13. Схема механизмов познания
Рис. 14. Схема структуры теоретического знания
Термины
Восприятие – целостный образ отражаемого в сознании объекта
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации
Заблуждение – искаженное отражение действительности; несоответ-ствие субъективного образа объективной действительности.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины
- без обоснования с помощью доказательств;
- без предварительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опыте.
Ощущение – фиксация в сознании отдельных сторон, признаков объектов
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Представление – образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.
Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности.
|
|
Суждение – установление или отрицание связи между двумя элементами сознания. Суждения бывают априорные (всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта) и апостериорные (случайны и заимствованы из опыта); аналитические и синтетические; общие, частные и единичные; простые и сложные; утвердительные и отрицательные.
Теория – форма достоверных научных знаний:
- представляющая собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений;
- дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов;
- основывающаяся на окружающей реальности.
Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылками умозаключения) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок
Вопросы для самоконтроля
1. Чем отличается ложь от заблуждения?
2. Какие познавательные акты и процедуры Вы знаете?
3. Что является критерием истины в марксизме?
Литература
1. Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев //Философские науки. – 1980. – № 6. – С. 15–23.
2. Галимов, Б. С. Принцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. – Саратов: СГУ, 1981. – 211 с.
3. Диалектика материального мира: Сб. ст. / сост. П. М. Матронин. - М.: Политиздат, 1989. – 139 с.
4. Карпинская, Р. С. Биологический эволюционизм и диалектика / Р. С. Карпинская // Вопросы философии. – 1980. – № 10. – С. 11–19.
5. Князева, Е. Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. – 1992. – № 12 – С. 3–20.
6. Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход / С. И. Некрасов. – Владимир: Круг, 2001. – 219 с.