1. Чем, согласно категорическому императиву Канта, не должен быть человек?
а) целью;
б) средством;
в) функцией;
г) ценностью.
2. Согласно какому подходу любая система ценностей имеет равное с другими право на существование?
а) конвенционализм;
б) релятивизм;
в) абсолютизм;
г) дуализм.
3. Что согласно Канту должно быть побудительным мотивом для морального действия?
а) стремление к счастью;
б) личная симпатия;
в) моральный долг;
г) польза.
Тема 14. Основные проблемы философии истории
и философии культуры
Лекция 16. Проблема цели исторического развития. История как естественно-исторический процесс самовоспроизводства. Космическое предназначение человечества.
Европоцентризм как осознание целостности исторического процесса. Кризис европоцентризма и идеи многолинейности истории. От естественной истории к истории духа и истории культуры.
Понятие культуры. Природа и культура. Общество и культура. Личность и культура. Культура как система: культурные явления и культурные формы.
Идея духовной детерминации исторического развития. Исторический материализм как «революционный переворот в философии». Теория волн о роли производственных революций в истории общества. О начале человеческой истории. Три скачка в антропогенезе: «готовое общество», «неолитическая революция» и, «электронная революция». Постиндустриальная перспектива.
Таблица 17. Трактовки понятия исторического времени.
Трактовки понятия исторического времени | Описание |
Циклическое время | Архаическая модель исторического процесса, близкая к природному гомеостазу. ЦВ основывается на практически полном воспроизведении от цикла к циклу существующего состояния вещей. На этом принципе основывается возможность предсказаний и прогнозов |
Линейное время | Модель развития человечества от абсолютного начала истории к абсолютному ее концу. Характерна для христианского, исламского и некоторых других, как правило, религиозных типов мышления |
Окончание таблицы 17
Спиралеобраз-ное время | Диалектическая модель развития общества, предполагающая как поступательный, так и возвратный механизмы в динамике общественных процессов. Каждый следующий виток спирали подчиняется таким диалектическим законам, как «закон взаимного перехода количественных и качественндх изменений»; «закон единства и борьбы противоположностей»; «закон отрицания отрицания» |
Общее время | Общее историческое время предполагает, что со всеми участниками исторического процесса происходят события, подчиняющиеся единому для всех порядку и единым для всех законам |
Локальное время | Локальное время относится к отдельным цивилиза-циям. При этом предполагается, что как темп развития, так и его направленность уникальны для каждой отдельно взятой цивилизации |