Понятие, виды, формы товарной информации

Это сведения об основных характеристиках товара, предназначенные для субъектов коммерческой деятельности.

Виды товарной информации:

1. Основополагающая — предназначена для всех субъектов рыночных отношений, содержит основные сведения о товаре — вид, сорт, масса, изготовитель, дата выпуска, срок хранения и др.

2. Коммерческая — предназначена для изготовителей, поставщиков, продавцов, недоступна потребителю (данные о посредниках, ассортиментные номера по ОКП, штрих-код и т.д.)

3. Потребительская — сведения для создания потребительских предпочтений о наиболее привлекательных свойствах товара. Формы товарной информации: словесная, цифровая, изобразительная, символическая, штриховая.

Требования к товарной информации:

1. Достоверность — правдивость, отсутствие дезинформации, которая может рассматриваться как фальсификация.

2. Доступность — языковая доступность (государственный язык или язык преобладающей части населения) и понятность (использование общепринятых терминов).

3. Достаточность — рациональная информационная насыщенность, недопущение как неполной, так и излишней информации (место сборки, генетически модифицированный продукт и т.д.)

2. Средства товарной информации:

Это технические документы, маркировка, реклама. Технические документы подразделяются на товарно-сопроводительные и эксплуатационные.

а) ТСД предназначены для изготовителей и продавцов, поэтому относятся к коммерческой информации.ТСД — это документы, содержащие информацию о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий для их идентификации и учёта в процессе товародвижения.К ним относятся:Приходно-расходные, товарно-транспортные и ж/д накладные, спецификации, акт об установленном расхождении в количестве товаров, коммерческие акты, сертификаты и декларация соответствия счёт-фактура, протокол согласования цен, акт списания.

В приходно-расходной накладной содержится следующая информация: наименование и другие признаки (сорт, артикул и т.д.), количество, цена, общая сумма отпуска (с НДС). Накладную подписываютМОЛ, сдавшие и принявшие товары и заверяют круговыми печатями п/п — поставщика и получателя.

Товарно-транспортная накладная — первичный приходный документ, заполняется поставщиком. Имеет два раздела: товарный и транспортный.

В товарном содержатся сведения о товаре, банковские реквизиты поставщика и плательщика, подписи МО лиц, разрешивших отпуск товаров, отпустивших и принявших товары.

В транспортном содержатся сведения о грузе, дате отправки, номера автомобиля и путевого листа, наименование и адрес заказчика, грузоотправителя, грузополучателя, пункте погрузки и разгрузки, а также о документах, следующих с грузом.

Ж/д накладная — оформляется при отпуске товаров ж/д транспортом. Она аналогична ТТН, но вместо номера автомобиля и путевого листа содержит данные о номере вагона, рейса.

В спецификациях содержится развёрнутая информация о товаре (наименование, сорт, артикул, количество единиц, цена за единицу, суммы).

Акт об установленном расхождении в количестве товаров — составляется, если фактическое количество товаров при приёмке не совпадает с количеством, указанным в документах.Такие акты часто приходится составлять для товарных партий и импортируемых товаров. Их составляют в присутствии МОЛ п/п — получателя, представителя иностранного поставщика, а при его отсутствии и согласии эксперта Торгово-промышленные палаты.

Коммерческий акт — составляют при обнаружении количественных расхождений между фактическими и документальными данными при приёмке товарных партий от органов ж/д транспорта, представитель которых должен при этом присутствовать.

В соответствии с «Правилами продажи от отдельных видов товаров» (от 1995 г) для некоторых товаров необходимо наличие сертификата или декларации соответствия качества. Номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации и перечней продукции, подлежащей декларированию, утверждается постановлением правительства РФ.

Акты списания — документы, предназначенные для передачи, хранения и учёта информации о недоброкачественной продукции, опасной для потребления. Акты являются основанием для вывоза и уничтожения опасных товаров, а также для спасания их как актируемых потерь.

Счёт-фактура — является обязательным документом. Выписывается поставщиком для документального сопровождения партий товаров вместе с накладной и является основанием для оплаты поступившего товара по безналичному расчёту с оформлением платёжного получения.

Протоколом согласования цен — как и счёт-фактура — расчётный документ. Главная его содержания — информация о цене и стоимости для оплаты.

б) Эксплуатационные документы — это документы о правилах эксплуатации сложно-технических товаров. В отличие от ТСД, они относятся к потребительской информации, но её могут использовать и продавцы при консультировании покупателей для разъяснения преимуществ конкретных товаров.

К эксплуатационным документам относятся:

Руководство по эксплуатации и паспорт изделия. Они должны содержать все необходимые сведения для правильного использования и обслуживания изделия.Обычно они включают:

-размерные характеристики (масса, габарит, допустимые напряжения или сила тока);

-общие указания (комплект поставки, требования по технике безопасности, устройства изделия, подготовка к работе, порядок работ, техническое обслуживание, возможные неисправности и способы их устранения, гарантийные обязательства). В дополнение к производственной информации изготовителя продавец ставит в паспорте штамп магазина об оплате покупки и дату реализации товара.

в) Маркировка — это текст, рисунок, условные обозначения, нанесённые на упаковку или товар, предназначенные для идентификации товара и несущие информацию о товаре.

Маркировка является в большей степени потребительской, чем коммерческой информацией. Хотя она предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, но для потребителя она является единственным доступным средством ТИ.

Основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в ТСД. Несовпадение данных в них может быть следствием фальсификации. К маркировке предъявляются общие для ТИ требования (3- «Д») и специфические — чёткость текста и рисунка, использование несмываемых красителей, разрешённых органами Роспотребнадзора.

Маркировка бывает производственная и торговая.

Производственная маркировка — наносится производителем на товар, упаковку или другие носители (этикетки, кольеретки, вкладыши, бирки, ярлыки, клейма и штампы).

Этикетки — несут наибольшую информационную нагрузку.

Кольеретки — эстетическую, эмоциональную, мотивационную.

Вкладыши — выполняют функции рекламного листа, проспекта.

Бирки, ярлычки — подвешиваются к товарам, могут содержать фирменный и товарный знак.

Штампы и клейма — наносят на хазовые концы тканей с изнаночной стороны несмываемой краской, разрешённой органами Минсоцздрава.

Рельефная маркировка (выдавленные цифры, буквы) на двигателях автомобилей, отдельных деталях техники (холодильники и др.), иногда на стеклянной посуде (на донышке).

Торговая маркировка — наносится продавцом не на товар, а на товарные или кассовые чеки, ценники. Это не столько информация о товаре, сколько о продавце, что позволяет предъявлять претензии продавцу в случае обнаружения дефекта.

Структура маркировки включает 3 элемента:

Текст (50-100% информации)

Рисунок (0-50% информации, не всегда присутствует на маркировке)

Информационные знаки (0-30% информации, условные обозначения, иногда доступные только профессионалам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: