Западно – Казахстанский государственный университет
Им. М. Утемисова
Утверждаю
Декан филологического
Факультета
__________________Кыдыршаев А.С.
«___» _____________2015г.
Кафедра иностранных языков
Учебно – методический комплекс
Дисциплины
Основы теории дискурса
По кредитной технологии обучения
для студентов специальности
В011900- Иностранный язык: два иностранных языка
Курс – III
Семестр – 6
Лекции – 15 часов
Практические занятия –15 часов
СРСП – 15 часов
Экзамен – в 6-м семестре
Всего – 45 часов
Уральск 2015 г.
Программа курса составлена к.ф.н., доцентом кафедры иностранных языков Абухановой А.Г. на основании Рабочей учебной программы по элективной дисциплине «Основы теории дискурса» для специальности «Иностранный язык: два иностранных языка», составленной доцентом, к.ф.н. Абухановой А.Г. (утверждена и введена в действие УМС ЗКГУ им.М.Утемисова от «20» сентября 2015 года Протокол №1)
Рассмотрен на заседании кафедры иностранных языков
Протокол № 1 от 04.09.2015 г.
Утвержден на заседании учебно-методического Совета филологического факультета
Протокол № 1 от 17.09.2015 г.
1. Рабочая учебная программа дисциплины, утвержденная высшим учебным заведением по дисциплине «Основы теории дискурса» Кафедра иностранных языков– Корпус №1, блок «Б», каб.318.
Данные о преподавателе
Абуханова Алма Габдрахимовна – кандидат филологических наук, доцент
Рабочий телефон 50-30-62 (118)
Е-mail abukhanova_alma@mail.ru
Данные о дисциплине
Основы теории дискурса
Семестр состоит из 15 учебных недель и 2 недель сессии.
В неделю предполагается 1кредит-часа. Каждый кредит-час состоит из одного контактного часа (лекция), одного практического занятия и одного занятия СРСП.
Распределение кредита на наделю:
Занятия | Время проведения | Занятия СРО | Время Проведения |
Контактный час (лекция 1) | 50 мин. | Практическое занятие,СРСП | 50 + 50 мин. |
Количество кредитов –1
Место проведения: по расписанию
Выписка из учебного плана:
Курс | Семестр | Кредиты | Лекции | Практические занятия | СРСП | Всего | Форма контроля |
Тест |
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Основы теории дискурса» входит в вариативную часть профессионального цикла как дисциплина по выбору студента, читается в шестом семестре и завершается тестированием.
Содержательно дисциплина призвана помочь углубленно изучить актуальные вопросы теории дискурса как важного междисциплинарного направления современного гуманитарного знания, объединяющего лингвистику с теорией коммуникации, культурологией, семиотикой, философией, социологией и психологией. В ходе изучения дисциплины студенты приобретают и систематизируют теоретические знания по вышеназванным научным дисциплинам, а также осваивают методики дискурс-анализа применительно к разным сферам языковой действительности.
Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Основы теории дискурса»:
· иметь представление о современных тенденциях и направлениях развития различных отраслей гуманитарного знания;
· знать основные понятия, которыми оперируют коммуникативная лингвистика, социальная и общая психология, семиотика, теория межкультурной коммуникации, культурология.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 кредита (45 часов).
Целью дисциплины является формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:
· ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в социуме;
· обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов;
· владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи; обладает когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах;
· умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;
· владеет знанием методологических принципов и методических приемов научной деятельности;
· умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и способность их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;
· умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимание их значения для будущей профессиональной деятельности;
· умеет изучать речевую деятельность носителей языка, описывать новые явления и процессы в современном состоянии языка, в общественной, политической и культурной жизни иноязычного социума;
· способен определять явления и процессы, необходимые для иллюстрации и подтверждения теоретических выводов проводимого исследования;
· умеет применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· понимать место теории дискурса в общей системе гуманитарного знания и ее комплексный междициплинарный характер;
· знать основы дискурс-анализа, его различные школы и направления, методологические основания и главные теоретические положения;
· уметь применять на практике методы дискурс-анализа, в том числе при решении задач, релевантных для смежных с лингивистикой гуманитарных дисциплин;
· владеть понятийным аппаратом дискурс-анализа, методиками сбора, обработки и интерпретации дискурсивных данных.
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: проблемная лекция, мультимедийная презентация, активизация мыслительной деятельности, работа с раздаточным материалом, подготовка творческих работ и сообщений, дискуссии, работа в группах, моделирование проблемных ситуаций.