Как уже упоминалось, хотя младенцы конструируют свои схемы и последующие структуры посредством собственных действий, их первые схемы состоят преимущественно из врожденных рефлексов. Наиболее заметным рефлексом является сосательный; малыши делают автоматические сосательные движения всякий раз, когда кто-то прикасается к их губам.
Рефлексы предполагают определенную пассивность. Организм не проявляет активности, пока не появляется что-то его стимулирующее. Но Пиаже показал, что даже такой рефлекс, как сосание быстро становится частью самоинициируемой активности младенца. Пиаже говорил, что как только у нас появляется какая-то схема, у нас также возникает потребность активно ее использовать (Piaget, 1936, р. 25-26).
Кроме того, если малыши голодны, они не находятся в пассивным ожидании того, когда мать вложит им в рот сосок. Малыши не ограничиваются одним сосанием груди. Согласно терминологии Пиаже, они ассимилировали всевозможные объекты, встраивая их в схему сосания (pp. 26, 32,34).
Хотя на 1 стадии наиболее заметным действием является ассимилиция, мы также можем обнаружить зачатки аккомодации. К примеру, малыши должны научиться регулировать движения своей головы и губ с тем, чтобы находить грудь и кормилицу. Подобные регулирующие действия также демонстрируют зачатки организации; малыши организуют свои движения, так что кормление становится все более плавным, быстрым и эффективным (р. 29-31,39).