Происхождение и развитие психики в филогенезе. Объективный критерий психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении чувствительности. Стадии и уровни развития психики. Основные особенности психики животных. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятия инстинкта, научения и интеллекта у животных.
Развитие психики в антропогенезе. Общественно-историческая природа психики человека. Гипотеза о происхождении сознания. Роль труда и речи.
Усвоение общественно-исторического опыта как основной путь развития психики в онтогенезе. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Основной путь развития психических процессов человека, строение высших психических функций, их свойства: произвольность, опосредованность, социальное происхождение. Язык как способ хранения и передачи общественно-исторического опыта. Условия присвоения общественно-исторического опыта: адекватная активность ребенка в общении со взрослым. Понятие интериоризации как перехода совместноразделенной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность. Понятие об экстериоризации как обогащении общественного опыта в результате творческой деятельности субъекта.
Литература к теме 1.3
Основная:
1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Соч. в 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — С. 5—163.
2. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: ЧеРо, 1996. — С. 169—222.
4. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. — 2-е изд., испр. и доп. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — С. 249—257, 266—277.
5. Зинченко В. П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики // Психол. журн. — 1981. — № 2.
6. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности // Вест. Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. — 1993. — № 2. — С. 41—51.
7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 219—409.
8. Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л. С. Выготского. — Самара: Изд-во СПГУ, 1998. — 61 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — С. 146—192.
Дополнительная:
1. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 24—47.