Тема 1.7. Сознание

Сознание как высшая ступень развития психики. Триединство Разум—Сознание—Психика и его дифференциация в истории гуманитарных наук. Два направления развития концепций сознания в ХХ веке: 1) в рамках дихотомии сознательное—бессознательное (З. Фрейд); 2) в рамках диалектико-материалистической психологии (А. Н. Леонтьев). Узкое и широкое понимание сознания.

Сознание как внутренний регулятор психики. Функции сознания: фрагментация, фиксация, усиление и оперирование фрагментами внутреннего опыта. Разнообразие содержаний сознания. Самосознание и рефлексия. Динамика сознания: спонтанная, непроизвольная и произвольная. Чувственная ткань сознания.

Свойства сознания: объем, порог, степень (интенсивность), колебания. Внимание как фокус сознания.

Сознание и активное бодрствование. Неосознаваемые явления в психике, их классификация и динамические связи с осознаваемым. Измененные состояния сознания. Сон, виды сна. Медитация, гипноз, наркотические вещества и измененные состояния сознания.

Формы сознания: чувственная, речевая, рациональная, интуитивная (послерациональная).

Взаимодействие сознаваемого и неосознаваемого содержаний в деятельности человека. Интеллектуальность бессознательного.

Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы личности. Бессознательное искажение реальности как отличительный признак защитных механизмов личности. Виды защитных механизмов: вытеснение, регрессия, отрицание, проекция, реактивное образование, сублимация и др.

Литература

Основная:

1. Гальперин П. Я. К проблеме бессознательного // Психология как объективная наука. — М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — С. 442—450. — (Психологи отечества).

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. — Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Мир, 1996. — Т. 1. — С. 137—177.

3. Зинченко В. П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. — 1991. — № 2.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Аcademia, 1996. — С. 362—384.

2. Выготский Л. С. Проблема сознания // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 156—167.

3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — С. 193—214.

4. Леонтьев А. Н. К вопросу об историческом развитии сознания // Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — C. 292—349.

5. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — С. 91—104.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 177—198.

8. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — С. 57—66.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: