Тема 3.1. Психология мотивации и эмоций

Основные понятия психологии мотивации. Потребность как всеобщее свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Мотив как результат опредмечивания потребностей. Актуальное и потенциальное состояние потребностей. Эмоции как субъективная форма существования мотивации.

Классификация потребностей. Классификация Мюррей — первичные (биологические) и вторичные (психогенные). Иерархия потребностей А. Маслоу (соответствующая последовательности их появления в онтогенезе): физиологические, в безопасности, в социальных связях, в самоуважении, в самореализации. Принципы организации системы потребностей.

Психологический и физиологические аспекты изучения биологической мотивации. Инстинктивное и основанное на научении удовлетворение потребностей. Специфика биологических потребностей человека. Поисковая активность как особая фаза развития потребностей. Роль безусловных раздражителей в развитии потребностей. Импринтинг. Обусловливания как механизм опредмечивания биологических потребностей.

Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Понятие ведущей деятельности и ведущей мотивации. Смена ведущей мотивации и кризисы детского возраста (Д. Б. Эльконин). Механизм «сдвига мотива на цель». Виды полимотивации деятельности.

Мотивационная сфера личности, ее иерархическое строение. Виды мотивов: актуальные и потенциальные, функциональные и предметные, смыслообразующие и мотивы-стимулы. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Проблема и пути осознавания мотивов.

Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса—Додсона.

Общая характеристика эмоциональной сферы личности. Значение эмоций в жизни человека. Связь эмоций и потребностей. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Структура эмоциональных явлений (физиологический компонент, компонент выразительных движений, компонент переживания, когнитивный и поведенческий компоненты).

Теории эмоций. Учение об аффектах Б. Спинозы. Трехмерная концепция чувств В. Вундта. Представления Ч. Дарвина о выражении эмоций. Теория Джемса—Ланге. Психоаналитические концепции аффекта и мотивации.

Виды эмоциональных явлений (аффекты, собственно эмоции, настроения и чувства). Переживание как особая эмоциональная деятельность. «Успешность» и техника переживания (Ф. Е. Василюк). Ситуативная и личностная тревожность. Развитие эмоциональной сферы личности. Способы управления эмоциональными состояниями.

Стресс и шоковая травма. Психосоматические заболевания.

Эмоции в межличностном взаимодействии. Агрессивное поведение. Любовь и симпатия.

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых усилий. Произвольное и волевое. Воля как сознательный регулятор поведения. Развитие волевой регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Литература

Основная:

1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 283 с.

2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 206 с.

3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.

4. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч. В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С. 416—436.

5. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Там же. — С. 454—466.

6. Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 439 с.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — С. 409—485.

8. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 287 с.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 406 с.; Т. 2. — 391 с.

Дополнительная:

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. — 156 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.

3. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Аcademia, 1996. — С. 239—258.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. — Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Мир, 1996. — Т. 1. — С. 239—292.

5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — С. 141—170.

6. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. — 2-е изд., испр. и доп. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — С. 249—277.

7. Лук А. Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982. — 176 с.

8. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. Вып. 5 / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. — М.: Прогресс, 1975. — С. 15—110.

9. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 331—379.

10. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — С. 10—55, 140—190.

11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 255—276.

12. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — С. 67—83.

13. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. 5 / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. — М.: Прогресс, 1975. — С.111—195.

14. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — С. 66—86, 209—217. — (Психологи отечества).

15. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969. — 316 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: