Тема 2.3. Память

Память как психический процесс. Значение памяти в жизни человека. Память человека и машинная память. Классификация видов и типов памяти человека. Альтернативные классификации. Следообразование — биологическая основа всех видов памяти. Механизмы и условия следообразования. Импринтинг.

Сенсорная (иконическая и эхоическая) память: ее свойства, методы исследования. Сенсорная память и интеграция следов.

Кратковременная память. Процессы кратковременной памяти: регенерация хранимой информации, кодирование, перенос в долговременную память. Объем (емкость) кратковременной памяти. Структурирование запоминаемого материала. Позиционные эффекты и параметры позиционной функции воспроизведения. Ретро- и проактивное торможение (интерференция) следов при запоминании. Роль кратковременной памяти в семантизации воспринимаемого текста.

Долговременная память. Сенсорная и семантическая репрезентация материала, хранимого в долговременной памяти. Уровни понимания (по А. А. Смирнову). Объективные и субъективные факторы понимания текстового материала. Соотношение понимания и запоминания (у детей и взрослых).

Непроизвольная память: ее селективность и зависимость от места в структуре деятельности (по работам П. И. Зинченко и А. А. Смирнова).

Произвольная память. Типы мнемических установок. Активная работа с запоминаемым материалом: предварительное чтение, смысловая группировка, составление плана-конспекта, повторение и воспроизведение.

Непосредственная и опосредованная память. Мнемоника. Феноменальные мнемонисты.

Основные направления развития высших форм памяти — произвольной и опосредованной — в фило- и онтогенезе (по работам Л. С. Выготского, П. П. Блонского и А. Н. Леонтьева).

Воспроизведение. «Немедленный доступ» к памяти и трудности воспроизведения (феномен «на кончике языка»). Виды воспроизведения: спонтанное (непроизвольное), ассоциативное, каузальное. Признаки воспроизведения. Роль контекста. Продуктивные свойства воспроизведения: дополнения, вымыслы, перифразы. Зависимость скорости и объема воспроизведения от количества хранимого в памяти материала.

Забывание. Значение забывания в жизнедеятельности человека. Факторы забывания: угасание следов, интерференция, вытеснение.

Аномалии памяти. Развитие и тренировка памяти.

Литература

Основная:

1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд-во АПН, 1961. — С. 141—244.

2. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — С. 276—315.

3. Лурия А. Р. Внимание и память. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

4. Солсо Р. Л. Когнитивная психология: Пер. с англ. — М.: Тривола, 1966. — С. 141—304.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Аcademia, 1996. — С. 164—195.

2. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С. 381—395.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. — Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Мир, 1996. — Т. 1. — С. 348—360, 377—389, 398—405.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — С. 61—112.

5. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. — 2-е изд., испр. и доп. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — С. 30—47, 133—148.

6. Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. — М.: Мир, 1978. — 319 с.

7. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 436—480.

8. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.

9. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 254 с.

10. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 235—262.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — С. 300—344.

12. Смирнов А. А. Избранные психологич. труды. — М.: Педагогика, 1987. — С. 186—203.

13. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — С. 35—43.

14. Хофман И. Активная память. — М.: Прогресс, 1986. — С. 56—211.

15. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 195 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: