Диагностика познавательных процессов

Задание выполняется студентами как самостоятельная работа и предназначено для проведения психодиагностического исследования, целью которого является составление психологической характеристики познавательных процессов индивида. Предполагается, что у каждого студента-заочника — один испытуемый (любого возраста и статуса).

Работа состоит из нескольких этапов. На первом этапе (беседа) студенты собирают формальные данные об испытуемом: возраст, пол, образование, сфера интересов. Беседа фиксируется в протоколе, который сдается вместе с отчетом в виде приложения. При анализе результатов беседы необходимо отметить особенности контакта обследуемого с экспериментатором, критичность и дистантность его поведения, его заинтересованность в исследовании, эмоциональное состояние на момент исследования, работоспособность, скорость переключения с одной темы разговора на другую, темп работы, характеристики речи — оживленность, последовательность, обстоятельность и т. д.). Результаты беседы войдут в первую часть психологической характеристики испытуемого.

После завершения первого этапа работы студент приступает к собственно исследованию познавательной сферы испытуемого. Первым шагом в проведении исследования является подбор методик для тестирования и подготовка экспериментального материала. Можно использовать различные сборники психологических тестов или же самостоятельно подготовить (составить, напечатать, нарисовать и т. д.) те или иные задания по приведенным в этом пособии образцам. Следующий шаг — непосредственная работа с испытуемым и, наконец, обработка результатов тестов.

Среди познавательных процессов особое значение имеют внимание, память и мышление. Для их изучения студенты используют упражнения к теме 2.4, приведенные выше.

Сырые данные проведенных исследований заносятся в протоколы и подшиваются к отчету в виде приложений. Если практикант самостоятельно составляет тестовые задания, и они, естественно, не имеют стандартных нормативов, то анализ результатов проводится по принципу качественного описания (скорость, легкость, правильность решений, адекватность объяснения, количество предлагаемых вариантов правильных решений и т. д.).

Анализ результатов тестирования строится по следующему плану.

1. Оценка продуктивности психических процессов в целом:

— запас знаний и представлений, их соответствие образовательному уровню;

— общий темп работы, его особенности, по возможности указать причины особенностей (отвлекаемость, общая заторможенность, общая расторможенность, неравномерность работы, связанная с повышенной утомляемостью);

— количество допускаемых ошибочных (неудачных) решений;

— поведение в ситуации «успеха» и «неуспеха», характер самооценки в этих случаях, критичность;

— степень утомляемости в процессе умственной деятельности.

2. Особенности внимания испытуемого:

а) уровень развития свойств внимания по тестам;

б) особенности проявления внимания в процессе исследования:

—преобладающий вид внимания в исследовании (непроизвольный, произвольный, послепроизвольный);

— заметны ли внешние приспособительные движения при проявлении внимательности;

— наблюдалось ли отвлечение внимания испытуемого от процедуры обследования, с чем это было связано;

— может ли испытуемый самостоятельно возвращаться к работе (удерживать цель исследования) после отвлечения внимания, или экспериментатору постоянно приходится напоминать о необходимости продолжать работать;

— есть ли необходимость внешнего контроля за деятельностью испытуемого со стороны экспериментатора, или испытуемый способен к самоконтролю собственных действий;

— какова форма самоконтролирующих действий для организации своего внимания — указывающие жесты, загибание пальцев, отстукивание ритма, самоинструкции и самоприказы — произносимые громко, шепотом, про себя и др.;

— много ли наблюдалось «ошибок по невниманию»;

в) как связаны между собой наблюдаемые факты проявления внимания и его тестовые оценки.

3. Уровень развития памяти:

а) продуктивность мнемических процессов (памяти) по тестам;

б) особенности запоминания различного материала:

— что лучше запоминается: слова, цифры, образы, связные тексты и т. д.;

— каков уровень развития опосредованной памяти, понимает ли испытуемый инструкцию при работе методом пиктограммы, умеет ли подобрать адекватный образ для опосредования, использует ли вспомогательный образ при воспоминании;

— использует ли испытуемый средства (собственные приемы) для запоминания;

в) особенности проявления памяти в течение исследования:

— способен ли помнить инструкцию, данную экспериментатором, до конца исследования, требует ли повторения инструкции сразу после ее прочтения, повторяет ли инструкцию про себя, делает ли пометки на листе «для памяти»;

— как лучше запоминается учебный материал, по мнению самого испытуемого.

4. Характер мыслительных процессов испытуемого:

а) уровень развития мыслительных операций по тестам;

б) уровень сложности доступных обобщений и абстракций:

— имеет ли значение для понимания испытуемого степень отвлеченности понятий, использованных в тесте, были ли случаи правильного обобщения и абстрагирования на простых понятиях и ошибочных решений при более сложных, отвлеченных понятиях;

— была ли разница при обобщении понятий из разных областей (учебных предметов) знания;

— каков характер вербализации обобщенного материала (предлагает правильное решение, но не может объяснить; дает неправильное объяснение; дает правильное объяснение, но нечеткое; четко и ясно объясняет принцип своей работы);

в) уровень развития качеств ума:

— скорость мыслительных процессов;

— степень самостоятельности мышления;

— возможна ли «обучаемость» во время проведения исследования;

— исправляет ли испытуемый самостоятельно свои ошибки, или необходима помощь экспериментатора при их коррекции;

— какова степень гибкости (наоборот — инертности) мыслительных процессов.

Анализ результатов исследования составляет вторую часть характеристики познавательных процессов испытуемого.

В отчете по данной работе должна быть представлена психологическая характеристика познавательных процессов испытуемого, состоящая из двух частей. В первой части даются общие сведения об испытуемом, полученные на основе беседы с ним; во второй — анализ познавательных процессов, проведенный по результатам тестирования. Приложениями к отчету являются протоколы беседы с испытуемым и сырые данные всех проведенных исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: