Задание выполняется студентами как самостоятельная работа и предназначено для проведения психодиагностического исследования, целью которого является составление психологической характеристики познавательных процессов индивида. Предполагается, что у каждого студента-заочника — один испытуемый (любого возраста и статуса).
Работа состоит из нескольких этапов. На первом этапе (беседа) студенты собирают формальные данные об испытуемом: возраст, пол, образование, сфера интересов. Беседа фиксируется в протоколе, который сдается вместе с отчетом в виде приложения. При анализе результатов беседы необходимо отметить особенности контакта обследуемого с экспериментатором, критичность и дистантность его поведения, его заинтересованность в исследовании, эмоциональное состояние на момент исследования, работоспособность, скорость переключения с одной темы разговора на другую, темп работы, характеристики речи — оживленность, последовательность, обстоятельность и т. д.). Результаты беседы войдут в первую часть психологической характеристики испытуемого.
|
|
После завершения первого этапа работы студент приступает к собственно исследованию познавательной сферы испытуемого. Первым шагом в проведении исследования является подбор методик для тестирования и подготовка экспериментального материала. Можно использовать различные сборники психологических тестов или же самостоятельно подготовить (составить, напечатать, нарисовать и т. д.) те или иные задания по приведенным в этом пособии образцам. Следующий шаг — непосредственная работа с испытуемым и, наконец, обработка результатов тестов.
Среди познавательных процессов особое значение имеют внимание, память и мышление. Для их изучения студенты используют упражнения к теме 2.4, приведенные выше.
Сырые данные проведенных исследований заносятся в протоколы и подшиваются к отчету в виде приложений. Если практикант самостоятельно составляет тестовые задания, и они, естественно, не имеют стандартных нормативов, то анализ результатов проводится по принципу качественного описания (скорость, легкость, правильность решений, адекватность объяснения, количество предлагаемых вариантов правильных решений и т. д.).
Анализ результатов тестирования строится по следующему плану.
1. Оценка продуктивности психических процессов в целом:
— запас знаний и представлений, их соответствие образовательному уровню;
— общий темп работы, его особенности, по возможности указать причины особенностей (отвлекаемость, общая заторможенность, общая расторможенность, неравномерность работы, связанная с повышенной утомляемостью);
|
|
— количество допускаемых ошибочных (неудачных) решений;
— поведение в ситуации «успеха» и «неуспеха», характер самооценки в этих случаях, критичность;
— степень утомляемости в процессе умственной деятельности.
2. Особенности внимания испытуемого:
а) уровень развития свойств внимания по тестам;
б) особенности проявления внимания в процессе исследования:
—преобладающий вид внимания в исследовании (непроизвольный, произвольный, послепроизвольный);
— заметны ли внешние приспособительные движения при проявлении внимательности;
— наблюдалось ли отвлечение внимания испытуемого от процедуры обследования, с чем это было связано;
— может ли испытуемый самостоятельно возвращаться к работе (удерживать цель исследования) после отвлечения внимания, или экспериментатору постоянно приходится напоминать о необходимости продолжать работать;
— есть ли необходимость внешнего контроля за деятельностью испытуемого со стороны экспериментатора, или испытуемый способен к самоконтролю собственных действий;
— какова форма самоконтролирующих действий для организации своего внимания — указывающие жесты, загибание пальцев, отстукивание ритма, самоинструкции и самоприказы — произносимые громко, шепотом, про себя и др.;
— много ли наблюдалось «ошибок по невниманию»;
в) как связаны между собой наблюдаемые факты проявления внимания и его тестовые оценки.
3. Уровень развития памяти:
а) продуктивность мнемических процессов (памяти) по тестам;
б) особенности запоминания различного материала:
— что лучше запоминается: слова, цифры, образы, связные тексты и т. д.;
— каков уровень развития опосредованной памяти, понимает ли испытуемый инструкцию при работе методом пиктограммы, умеет ли подобрать адекватный образ для опосредования, использует ли вспомогательный образ при воспоминании;
— использует ли испытуемый средства (собственные приемы) для запоминания;
в) особенности проявления памяти в течение исследования:
— способен ли помнить инструкцию, данную экспериментатором, до конца исследования, требует ли повторения инструкции сразу после ее прочтения, повторяет ли инструкцию про себя, делает ли пометки на листе «для памяти»;
— как лучше запоминается учебный материал, по мнению самого испытуемого.
4. Характер мыслительных процессов испытуемого:
а) уровень развития мыслительных операций по тестам;
б) уровень сложности доступных обобщений и абстракций:
— имеет ли значение для понимания испытуемого степень отвлеченности понятий, использованных в тесте, были ли случаи правильного обобщения и абстрагирования на простых понятиях и ошибочных решений при более сложных, отвлеченных понятиях;
— была ли разница при обобщении понятий из разных областей (учебных предметов) знания;
— каков характер вербализации обобщенного материала (предлагает правильное решение, но не может объяснить; дает неправильное объяснение; дает правильное объяснение, но нечеткое; четко и ясно объясняет принцип своей работы);
в) уровень развития качеств ума:
— скорость мыслительных процессов;
— степень самостоятельности мышления;
— возможна ли «обучаемость» во время проведения исследования;
— исправляет ли испытуемый самостоятельно свои ошибки, или необходима помощь экспериментатора при их коррекции;
— какова степень гибкости (наоборот — инертности) мыслительных процессов.
Анализ результатов исследования составляет вторую часть характеристики познавательных процессов испытуемого.
В отчете по данной работе должна быть представлена психологическая характеристика познавательных процессов испытуемого, состоящая из двух частей. В первой части даются общие сведения об испытуемом, полученные на основе беседы с ним; во второй — анализ познавательных процессов, проведенный по результатам тестирования. Приложениями к отчету являются протоколы беседы с испытуемым и сырые данные всех проведенных исследований.