Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Кол-во часов | Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание |
Очная форма обучения | |
Лекции | |
Раздел 1. «Введение в психологию развития» | |
Тема «Предмет психологии развития. Теоретические и практические задачи». Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Теоретические и практические задачи психологии развития. Основные разделы возрастной психологии. Связь психологии развития с другими разделами психологии. | |
Раздел 2. «Основные категории психологии развития, закономерности и механизмы психического развития» | |
Тема «Источники, движущие силы и условия психического развития». Формы развития: созревание, формирование и саморазвитие. Смена детерминант развития, обусловливающих форму развития. Предпосылки и условия психического развития Саморазвитие как высшая форма развития. Самодетерминация как преобладание внутренней детерминации над внешней. Внутренний источник активности - основная характеристика саморазвития. Значение социально-психологического фактора в становлении личности. Ненормативные факторы развития (Балтес). Понятие депривации. Влияние депривации на когнитивное и психоэмоциональное развитие. Показатели отклонения в развитии эмоциональной сферы и в общем психическом развитии: фиксация на запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку, ригидность, фиксация на отрицательных эмоциях. | |
Тема «Общие закономерности психического развития». Пространственно-временные характеристики развития; гетеротопность, гетерохронность и скачкообразность психического развития. Критические и литические (стабильные) стадии развития, закон динамики возрастов (Л.С. Выготский). Сензитивные периоды развития. Информационно-энергетические характеристики развития: ассимиляция-аккомодация; интериоризация; экстериоризация. | |
Раздел 3. «Подходы к проблеме психического развития в основных психологических школах» | |
Тема «Культурно-исторический подход к пониманию психического развития». Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Метафизическая и диалектическая концепции развития. Развитие как непрерывный процесс самодвижения, качественного преобразования психики, возникновения новых структур сознания. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека и принцип специфики психического развития человека. Законы развития психики в онтогенезе: закон метаморфозы, закон гетерохронности развития, закон развития ВПФ, закон среды, закон ведущей роли обучения в развитии, закон системного и смыслового строения сознания. | |
Тема«Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход». Психическое развитие с позиций классического психоанализа З. Фрейда. Развитие как социализация иррациональных сил человека. Движущие силы психического развития. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов. Развитие структуры личности. Развитие защитных механизмов. Стадии психосексуального развития. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей. Эго-психология Э.Эриксона. Принципиальные различия психоанализа и теории Э.Эриксона в трактовке закономерностей развития личности. Основные понятия теории. Основные линии развития личности: соматическое, психосоциальное, психосексуальное развитие. Эго-идентичность – главное содержание развития личности. Основные параметры идентичности: самотождественность, во времени и пространстве; признание самотождественности значимым социальным окружением; стабильный характер внутренней и внешней идентичности. Эпигенетический принцип развития (стадиальность, наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур, преемственность и взаимосвязь стадий). Периодизация развития личности. | |
Тема «Психическое развитие как проблема научения». Классический бихевиаризм как альтернатива психологии сознания и наука о поведении. Отождествление психического развития с процессами научения. Законы развития в теории Дж. Уотсона. Законы, определяющие возникновение нового поведения, сформулированные Э. Торндайком: закон готовности, закон эффекта, закон упражнения. Основные направления в бихевиоризме: теория классического обусловливания, оперантного научения, теория социального научения. | |
Тема «Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже». Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж.Пиаже. Основные закономерности. Теоретические источники ранней концепции Ж.Пиаже. Метод клинический беседы – новый метод изучения мышления. Связь мышления и речи. Процесс развития мышления ребенка как переход от эгоцентризма к децентрации. Основные направления развития мышления: переход от реализма к объективности; изменение умственной позиции; развитие мышления как движение от восприятия отдельных вещей к восприятию связей между ними. Характеристики мышления ребенка, составляющие его качественное своеобразие (синкретизм мышления, интеллектуальный реализм, анимизм, нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, трансдукция, предпричинность, слабость детской интроспекции). Стадии развития мышления: аутистичекое мышление, эгоцентрическое мышление, социализированное мышление. Оценка основных положений теории Ж. Пиаже в свете современных данных о когнитивном развитии ребенка (М. Дональдсон, Л.Ф. Обухова и др.) | |
Практические занятия | |
Раздел 1. «Психология развития как наука» | |
Тема «Стратегии и методы психологии развития». Основные подходы к изучению развития (общегенетический и индивидуальный; интенсивный и экстенсивный; конструктивный и реконструктивный). Основные стратегии исследования: лонгитюдная, поперечных срезов, комбинированная. Близнецовый метод и его роль в постановке вопроса о движущих силах психического развития. Характеристика эмпирических методов исследования. | |
Раздел 2. «Категория развития, закономерности психического развития» | |
Тема «Основные закономерности процесса психического развития». Специфика проявлений законов и закономерностей в психологии. Общие закономерности психического развития: неравномерность и гетерохронност ь развития (внутрифункциональная и межфункциональная); кумулятивность психического развития; психическое развитие как процесс дифференциации и интеграции; наличие сензитивных периодов в развитии, сензитивность возрастная (Н.С.Лейтес) Механизмы психического развития. Принципы психического развития: принцип всевозрастного развития: принцип многомерности или многонаправленности развития; историко-культурная обусловленность и др. | |
Тема «Проблема нормы и отклонения в развитии личности». Определение психической нормы, ее отграничение от аномальных и болезненных изменений психической деятельности. Разнообразие теоретических и методологических подходов к определению психического здоровья, психической нормы, границ нормы. Проблема критериев в оценки нормы и патологии психической деятельности человека. Поиск связи необычных форм поведения с особенностями характера или личности («акцентуированные личности» (К. Леонгард), «акцентуации характера» (А. Личко). Причины аномального развития личности. Основные формы личностно-характерологических аномалий: «акцентуации личности» (характера) и «психопатии»-«социопатии». Взаимоотношения биологических и социальных факторов в формировании психопатий и акцентуаций как форм устойчивых пограничных состояний. | |
Тема «Психология возрастных кризисов в зарубежной и отечественной психологии». Подходы к пониманию кризисов развития в зарубежной психологии: кризис, как смена структуры или организованности (Ж. Пиаже, Л. Колберг); как психологический механизм возникновения нового (Я. Боом); кризис как характеристика отрезка онтогенеза (Э. Эриксон, Д. Левинсон). Признание нормативности, необходимости кризисов в жизни человека. Возрастные задачи развития и выбор между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач, как сущность кризиса. Подходы к пониманию критических периодов развития в отечественной психологии. Возрастной кризис как особый период преобразования социальной ситуации развития. Основные характеристики кризисных периодов (наличие резких изменений, неотчетливость границ, конфликты с окружающими (трудновоспитуемость), наличие разрушения в развитии (Л.С. Выготский). Развитие культурно-исторической концепции. Субъективизация способности – основное содержание кризиса (К.Н. Поливанова). Структура возрастного кризиса. | |
Раздел 3 «Подходы к проблеме психического развития в основных психологических школах» | |
Тема «Культурно-исторический подход к пониманию психического развития». Происхождение и развитие высших психических функций. Свойства ВПФ: произвольность, осознанность, системность. Закон развития ВПФ – закон развития сознания. Основные линии развития ВПФ: интериоризация психических функций, изменение структуры обобщения (синкреты, комплексы, понятия). | |
Тема «Проблема детерминант психического развития в разных психологических школах». Факторы психического развития. Генотип и среда в развитии когнитивных функций, темперамента и личности. Взаимодействие генотипа и среды в психическом развитии человека (его когнитивных функций, темперамента и личности). Социализация как фактор психического развития (основные институты социализации и их роль в психическом развитии человека). Роль активности личности в его развитии. Основные подходы к изучению психического развития человека: глубинная психология о детерминантах и механизмах развития психики; бихевиоризм о факторах психического развития; факторы интеллектуального развития Ж. Пиаже; детерминация развития психики в гуманистической психологии; | |
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены | |
Заочная форма обучения | |
Лекции | |
2 семестр | |
Раздел 1. «Психология развития как наука» | |
Тема «Предмет психологии развития. Теоретические и практические задачи». Общая характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Теоретические и практические задачи психологии развития. Основные разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими разделами психологии. | |
Тема «Общие закономерности психического развития». Пространственно-временные характеристики развития; гетеротопность, гетерохронность и скачкообразность психического развития. Критические и литические (стабильные) стадии развития, закон динамики возрастов (Л.С. Выготский). Сензитивные периоды развития. Информационно-энергетические характеристики развития: ассимиляция-аккомодация; интериоризация; экстериоризация. | |
Практические занятия | |
Раздел 2. «Основные категория психологии развития, закономерности и механизмы психического развития» | |
Тема «Основные закономерности процесса психического развития». Специфика проявлений законов и закономерностей в психологии. Общие закономерности психического развития. Механизмы психического развития. | |
Тема «Психология возрастных кризисов в зарубежной и отечественной психологии». Подходы к пониманию кризисов развития в зарубежной и отечественной психологии. Основные характеристики кризисных периодов (наличие резких изменений, неотчетливость границ, конфликты с окружающими (трудновоспитуемость), наличие разрушения в развитии (Л.С. Выготский). Развитие культурно-исторической концепции. Субъективизация способности – основное содержание кризиса (К.Н. Поливанова). Структура возрастного кризиса. | |
Лекции | |
3 семестр | |
Раздел 2. «Основные категории психологии развития, закономерности и механизмы психического развития» | |
Тема «Источники, движущие силы и условия психического развития». Формы развития: созревание, формирование и саморазвитие. Смена детерминант развития, обусловливающих форму развития. Предпосылки и условия психического развития Саморазвитие как высшая форма развития. Самодетерминация как преобладание внутренней детерминации над внешней. Внутренний источник активности - основная характеристика саморазвития. Значение социально-психологического фактора в становлении личности. Ненормативные факторы развития (Балтес). Понятие депривации. Влияние депривации на когнитивное и психоэмоциональное развитие. Показатели отклонения в развитии эмоциональной сферы и в общем психическом развитии: фиксация на запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку, ригидность, фиксация на отрицательных эмоциях. | |
Практические занятия | |
Раздел 3. «Подходы к проблеме психического развития в основных психологических школах» | |
Тема «Культурно-исторический подход к пониманию психического развития» Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития. Метафизическая и диалектическая концепции развития. Развитие как непрерывный процесс самодвижения, качественного преобразования психики, возникновения новых структур сознания. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека и принцип специфики психического развития человека. Законы развития психики в онтогенезе: закон метаморфозы, закон гетерохронности развития, закон развития ВПФ, закон среды, закон ведущей роли обучения в развитии, закон системного и смыслового строения сознания. Происхождение и развитие высших психических функций. Свойства ВПФ: произвольность, осознанность, системность. Закон развития ВПФ – закон развития сознания. Основные линии развития ВПФ: интериоризация психических функций, изменение структуры обобщения (синкреты, комплексы, понятия). |