Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ). Использованное законодателем понятием "война" не полностью охватывает круг случаев, когда совершенные деяния подпадают под действие ст. 356 УК РФ. Не случайно в тексте статьи применяется другое понятие, носящее более широкий характер: "вооруженный конфликт". По буквальному смыслу дополнений, внесенных в 1977 г. в пакет Женевских конвенций 1949 г., понятие запрещенных средств и методов ведения войны распространяется на любые вооруженные конфликты, связанные и не связанные с объявлением войны, в том числе на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.
Непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие минимизацию вреда, причиняемого военными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданий людей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.). В этих целях ст. 356 УК РФ дает в соответствии с международно-правовыми документами открытый перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий.
|
|
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, это - жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, их депортация, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение иных средств и методов, запрещенных международным договором России. Часть 2 предусматривает применение оружия массового поражения. Таким образом, рассматриваемая статья не содержит основного и квалифицированного составов, налицо два самостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких.
Запрет жестокого обращения с военнопленными требует конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом. Исходя из предшествующего опыта человечества, Женевская конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личный состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев, восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ими ношения оружия и соблюдения законов и обычаев войны. На положении военнопленных должны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации, захваченные неприятелем. Жестокое обращение - это причинение не вызываемых военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания, унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно-правовой литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применять квалификацию деяний как жестокого обращения*(76), не соответствуют международно-правовым документам. Даже пытка возможна путем применения психического, а не физического воздействия.
|
|
Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляет объективную сторону деяния, запрещенного ст. 356 УК РФ, - это любые лица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами без гражданства.
Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортация гражданского населения, т.е. его высылка с занятой территории, угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать: а) добровольную эвакуацию; б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.
Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава - разграбление национального имущества на оккупированной территории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения "по праву победителя" исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы страны. Под этот запрет не подпадают действия, которые: а) предприняты с целью сохранить ценности от случайностей военных действий; б) предусмотрены мирным договором, например в связи с репарациями; в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран - победительниц на оккупированной территории (с последующим закреплением в мирном договоре). Разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе "бесхозного", либо организация такого захвата и вывоз (например, складирование имущества трофейными командами с последующей раздачей военнослужащим или транспортировкой в другую страну) являются формой разграбления имущества в смысле ст. 356 УК РФ.
Наконец, законодатель установил наказуемость и за иные нарушения законов и обычаев войны, но лишь для случаев, прямо предусмотренных международно-правовыми обязательствами России. Речь идет, например, о принудительном направлении военнопленных на предприятия, изготавливающие оружие, боеприпасы, иное военное имущество или на оборонные работы в прифронтовой полосе.
Субъективная сторона рассматриваемых деяний - прямой умысел на нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.).
Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны*(77), так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК РФ, по своей инициативе. Высказанное в литературе мнение, что речь идет только о высших политических и военных деятелях, не вытекает из смысла закона.
Часть 2 ст. 356 УК РФ предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международными договорами. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты - носителя такого оружия, взлета воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ.
Наемничество (ст. 359 УК РФ). Наемничество относится к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества, совершаются до начала боевых действий, они направлены на нарушение законов войны.
|
|
Непосредственным объектом наемничества являются отношения, обеспечивающие напряженность, нарушающие мир между государствами.
Согласно примечанию к ст. 359 УК РФ, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо:
а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей;
б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях. Статья 359, как и ст. 356 УК РФ карает за наемничество, обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой вооруженный конфликт или военные действия как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, устанавливает ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом - от предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или иное материальное обеспечение также наказуемо независимо от способов (предоставляется наемнику или его близким денежных или иных материальных средств). Участие в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание, например, связью, транспортом и т.д.
Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные ч. 2 ст. 359 УК РФ: использование служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК РФ. Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 3 ст. 359 УК РФ). Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных групп.
|
|
Субъективная сторона всех форм наемничества характеризуется прямым умыслом. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, может быть самой разнообразной - от корысти до чувства патриотизма. Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.
Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, - специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование.