Формирование Великого Шелкового пути.
Великий Шелковый путь – трансконтинентальный путь древности и средневековье между Востоком и Западом,начала функционираовать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины IIв.до н.э. и существовал вплоть до XIV века до открытия морских путей.
Начиная III –II тыс. до н.э. существовали отдельные участки Великого Шелкового пути:
· «Лазуритовый путь» - соединял Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземным морем и Индией.
· «Нефритовый путь» - связывал Восточный Туркестан с Китаем
· «Степной путь» (сер I тыс. до н.э) – из Причерноморье к берегам Дона, затем в земли сарматов в Южное Приуралье, дальше в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и Зайсан (Сведения Геродота)
В 629 году буддийский паломник Сюань – Цзянь отправился из Китая в Индию, «что бы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие».Ехал по международному пути, который связывал Китай с Западом. В своем дневнике описывая весь свои путь, он пишет, что они прибыли через «Прозрачное голубое озеро» (Иссык - куль) к г. Суябу, где встретился с тюркским каганом. Описывая прием, у тюркского кагана, Сюань – Цзянь неоднократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати.
|
|
Изобретение шелка, археология Китая относят к эпохе неолита (раскопки в провинций Чжецзян, вблизи озера Тайху – найдены шелковые ткани, пояса и пряжа.)
В VI – Vвв.до н.э китайский шелк стал вывозиться в другие страны. Шелковая попона в другие страны. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного «царских» курганов Пазырыка на Алтае (в V вв до н.э) и захоронения в Южной и Западной Европе (VI – V вв. до н.э)
В распространение шелка участвовали кочевые племена саки и скифы, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию.
В VI – VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан.
Основные причины:
1.В Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию.
2.Дорога через Фергану в VII в. Стало опасной из – за междоусобиц местных правителей.
3.Богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
4.Основное число посольских и торговых караванов в VII – XIV вв. шло здесь