Коррекция переменных АЧИ в системах передачи с ЧРК осуществляется при помощи переменных амплитудных корректоров (ПАК), частотные характеристики затухания которых должны изменяться в процессе эксплуатации по мере сезонных изменений затухания линий, нестабильности напряжения питания и др. Поскольку количество ПАК в тракте велико и большая часть их размещается на необслуживаемых пунктах, эффективное управление ими возможно лишь методами автоматики.
Наиболее распространенным способом автоматического регулирования характеристики ПАК является способ регулирования по отклонению уровня контрольного (пилот) сигнала (П-АРУ). Схема этого способа приведена на рис. 5.30. В тракт системы совместно с групповым сигналом (Гр. С) вводится контрольный (пилот) сигнал с частотой и уровнем . Подключение генератора контрольного сигнала (ГКС) осуществляется через развязывающее устройство (РУ), исключающее шунтирование Гр. С внутренним сопротивлением ГКС. На выходе усилительных пунктов за уровнями контрольного сигнала следят так называемые приемники контрольного канала (ПКК), и если из-за изменения затухания тракта эти уровни изменяются, то ПКК подают соответствующие сигналы на регуляторы (Р), управляющие переменными амплитудными корректорами (ПАК)- На рис. 5.30 показано, что ПАК включены в цепь обратной связи линейных усилителей (ЛУс), однако их можно включать и на входе ЛУс. В любом случае одиночные устройства П-АРУвсегда образуют свою замкнутую петлю регулирования.
|
|
Помимо регулирования по отклонению, в аппаратуре многоканальных систем передачи широко используется другой принцип АРУ по возмуще-нию. За возмущающий фактор обычно принимают изменение температуры кабеля основную причину изменения частотных характеристик его затухания.
На рис. 5.31 показана структурная схема устройств АРУ такого типа (Т-АРУ), содержащая термодатчик (ТД), помещаемый в грунт на глубину закладки кабеля. Этот термодатчик является задающим элементом следящей системы (СС), которая в соответствии с изменения
ми сопротивления термодатчика управляет параметрами ПАК, включенным в цепь обратной связи ЛУс. Как будет показано, устройства Т-АРУ существенно проще, надежнее и экономичнее
устройств П-АРУ. Однако они имеют большие погрешности регулирования.
Действительно, так как устройства П-АРУ компенсируют любые отклонения уровня контрольного сигнала, то каждое следующее устройство компенсирует не только изменения затухания на своем участке тракта, но и погрешность регулирования на предыдущем, т. е. в конечном счете отклонение остаточного затухания тракта определяется погрешностью последнего устройства П-АРУ. Устройства Т-АРУ действуют независимо, поэтому их погрешности накапливаются вдоль тракта и, кроме того, величины
погрешностей одиночных устройств Т-АРУ обычно больше величин погрешностей одиночных устройств П-АРУ. Последнее определяется рядом причин. В частности, температура грунта вблизи термодатчика может значительно отличаться от температуры на трассе, а изменения затухания участка тракта могут происходить не только из-за изменения температура кабеля, но и из-за нестабильности коэффициента усиления линейного усилителя. Эти особенности Т-АРУ и П-АРУ не препятствуют их совместной работе.
Большая часть усилительных пунктов содержит простые и надежные устройства Т-АРУ, а меньшая — более сложные устройства П-АРУ. Усилитель с П-АРУ включается после нескольких усилителей с Т-АРУ и компенсирует накапливающуюся в них погрешность.
|
|
В системах передачи на 3600 каналов и выше число усилительных пунктов на трассе становится очень большим, так как длины усилительных участков небольшие: в К-3600 — 3 км, а в К-10800 — 1,5 км. Это обстоятельство заставляет упрощать по возможности схемы промежуточных пунктов, поэтому большинство из них вообще не содержит устройств АРУ. Возрастающие нри этом сезонные отклонения диаграммы уровней уменьшают, применяя принцип предрегулирования. На рис. 5.32 показана упрощенная структурная схема регулирующего промежуточного уси- лителя аппаратуры К-3600, где ТД, СС, ПАКг и ЛУс2 образуют устройство Т-АРУ.
Это устройство настроено так, что оно компенсирует температурные изменения затухания на первой половине последующего участка тракта, т. е. осуществляет предрегулирование. Регулятор Р, ПКК и ПАК.1 образуют устройство П-АРУ, компенсирующее изменение затухания второй половины предыдущего участка и погрешности предрегулирования первой половины предыдущего участка, т. е. осуществляет послерегулирование. На рис. 5.33 приведены графики Ар-отклонения диаграммы уровней на участке линейного тракта системы передачи К-3600, когда регулируемые усилители устанавливаются после четырех нерегулируемых. Сплошной линией показаны графики сезонного отклонения диаграммы уровней при использовании как пред-, так и послерегулирования, штриховой — сезонные отклонения диаграммы уровней при использовании только принципа послерегулирования. Из сравнения графиков видно, что применение предрегулирования выравнивает отклонения диаграммы уровней вдоль тракта, снижая максимальные значения отклонений в 2 раза. Штрихпунктирная линия соответствует сезонным отклонениям диаграммы уровней при наличии устройств АРУ в каждом усилительном пункте (при применении послерегулирования).
В системах передачи широкое распространение получили также многочастотные устройства АРУ, которые осуществляют процесс регулирования в соответствии с изменениями уровней нескольких контрольных сигналов, размещенных в различных участках рабочего диапазона частот тракта. Необходимость использования многочастотной АРУ обусловлена сложной зависимостью частотной характеристики затухания линии передачи от температуры или наличием нескольких причин изменения частотной характеристики тракта.
Литература:
Осн. 1. [ 376-403 ]
Доп. 1. [ 271-286 ]
Контрольные вопросы
- Назначение системы АРУ.
- Принцип действия системы П-АРУ.
- Особенности разновидностей системы Т-АРУ.
- Практические схемы различных схем АРУ.
- Частотные характеристики различных систем АРУ.